Закон о металлических гаражах

Шанс для миллионов: кого затронет «гаражная амнистия»

Закон о металлических гаражах

Гаражная амнистия должна занять 4 года Фото Александра Рюмина/ТАСС Forbes ознакомился с основными положениями законопроекта о «гаражной амнистии», который на прошлой неделе Минэкономразвития внесло в правительство. Документ коснется 5,7 млн гаражей. Сохранить удастся только капитальные постройки которые были построены до 2004 года и расположены на государственной земле.

«Законным путём идти можно. Дойти трудно», — сетовала героиня легендарного фильма «Гараж», повествующего о жарких заседаниях гаражного кооператива во времена СССР. Будни владельцев гаражей с тех пор не стали легче: местные власти периодически сносят гаражи, пользуясь пробелами в законодательстве, в котором не был прописан статус гаражей и порядок регистрации прав на них.

В Москве кампания по сносу гаражей стартовала еще в 2000-х. «Очень много московской земли занято «плоскостными» гаражами типа бунгало. И все они должны быть перестроены в многоэтажные», — настаивал бывший мэр Юрий Лужков.

Гаражи сносят «только тогда, когда без этого невозможно построить новую дорогу, станцию метро или поликлинику», —  объяснял политику мэр Сергей Собянин.

За каждый снесенный гараж власти выплачивают компенсацию 150-300 000 рублей, указывал Собянин.

У большинства владельцев гаражей нет документов на постройки, кроме гаражных книжек кооперативов, которые правоустанавливающими документами не являются, объясняет председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков причину, по которой власти с легкостью сносят такие постройки. Гаражные кооперативы и товарищества, как правило, землю в собственность не получали, а арендовали ее, и часть участков была выделена еще советскими исполкомами и предприятиями и своевременно  переоформлена не была.

Госдума предпринимала попытку упорядочить взаимоотношения властей и граждан в гаражном вопросе в 2016 году, но законопроект был отправлен на доработку. Правовой статус «гаражей» и «машиномест» как объектов недвижимости долгое время оставался не урегулированным, частично это было сделано в 2017 году, но касалось кадастрового учета только тех машиномест, которые расположены в зданиях. 

Новую попытку узаконить гаражи власти предприняли 13 февраля: Минэкономразвития внесло в правительство новый законопроект о «гаражной амнистии», который должен заполнить пробелы текущего законодательства. Forbes ознакомился с основными положениями законопроекта.

Гаражных построек, которые потенциально могут попасть под «амнистию», насчитывается более 5,7 млн, сообщил Forbes представитель Росреестра (ведомство участвовало в разработке проекта).

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, почти 3,1 млн объектов записаны в ЕГРН как здания или сооружения, но права зарегистрированы только на 1,7 млн из них, еще 2,6 млн объектов записаны как помещения, но зарегистрированы только 65% из них. По факту гаражей еще больше.

Есть дополнительная информация по неоформленным строениям, которую предоставили регионы, однако точных цифр не существует, пояснил представитель Росреестра.

Предложенный Минэкономразвития документ определяет несколько условий, которым должны соответствовать гаражи, чтобы попасть под «амнистию».

Первое: это должны быть капитальные постройки — в виде индивидуального гаража или бокса в гаражном кооперативе, которые были построены до 2004 года. Второе: они должны быть расположены на государственной или муниципальной земле.

Самовольные и стихийные постройки легализованы не будут, отмечает представитель Росреестра в ответ на запрос Forbes.

Оформление прав граждан на участки будет проводится в заявительном порядке — при подаче в Росреестр соответствующего заявления и документов, подтверждающих права гражданина на строение и землю под ним.

На первом этапе хозяин гаража сможет получить земельный участок на правах аренды. Переоформить землю в собственность можно будет после того, как будет оформлен сам гараж.

  Вопрос с собственностью земли будет отдан на откуп муниципалитетам, которые получат возможность установить дополнительный перечень документов, позволяющий оформлять права на землю.

Законопроектом установлен перечень документов, которые могут считаться подтверждением права владения гаражом. В их числе:

  • квитанции на оплату содержания и ремонт гаража
  • выплаты пая в кооперативе
  • договор купли—продажи
  • решение кооператива о распределении гаража
  • документы технической инвентаризации

Гаражная амнистия должна занять 4 года. Предполагается, что новый порядок регистрации гаражного имущества вступит в силу в 2021 году, планируемый срок окончания «гаражной амнистии» — 1 января 2025 года.

Введение земли, занятой гаражами, в гражданский оборот, приведет к оживлению экономической активности — россияне смогут по закону продавать это имущество, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин.

Впрочем, амнистия — «социально чувствительный вопрос», который потребует «аккуратного прописывания новых нормативных требований», признает глава «Опоры России».

Кроме того, с зарегистрированных объектов недвижимости владельцам гаражей придется платить налог, так что в первую очередь в таком законопроекте заинтересовано правительство, отмечает директор департамента развития продукта ГК ФСК Павел Брызгалов.

Необходимость «гаражной амнистии» назрела сама по себе, как и «дачная амнистия», это не результат какого-то лобби, уверен гендиректор девелопера ГК МИЦ (входит в топ-20 крупнейших застройщиков страны по версии Forbes) Даромир Обуханич.

Новое регулирование не решит вопроса с землей, в котором как раз и заключается главная проблема для  большинства гаражей, отмечает партнер Bryan Cave Leighton Paisner Russia Виталий Можаровский: «Оформлять гаражи без земли — это нонсенс, а если это будет дорого, многие на это просто не пойдут». 

«Возможно, половина обладателей гаражей не пойдет их регистрировать. Речь может идти об огромном земельном массиве, который в некоторых случаях можно использовать более эффективно, в том числе для девелопмента»,  — предполагает Широков из ТПП.

  Если не будет принято политическое решение отдать землю за символическую цену, и если сумма расходов на оформление земли и регистрацию права собственности на гараж останется сопоставимой со стоимостью самого гаража, то вряд ли найдется много желающих оплатить такие расходы и зарегистрировать свои гаражи, критичен Можаровский. 

Участки, которые заняты гаражами, безусловно, представляют для девелоперов интерес, признает гендиректор ГК МИЦ Даромир Обуханич.

Особенно привлекательными, по его словам, могут быть те участки, к которым прилегает другая незастроенная территория.

Впрочем, ввод в оборот земли под гаражами на земельный рынок вряд ли повлияет, уточняет он — это сложный и медленный процесс, и девелоперы столкнутся с рядом трудностей на начальном этапе привлечения проектного финансирования.

Коллеги Обуханича по девелоперскому рынку еще более скептичны по отношению к землям под гаражами. Гаражи часто расположены на пустырях и в технических зонах, такие участки редко представляют интерес для жилищной застройки, говорит Брызгалов из ГК ФСК.

Еще один барьер для девелоперов — у таких участков много собственников, а значит, трудно договориться. «Привлекательность земель гаражных кооперативов не стоит преувеличивать», — согласна управляющий партнер компании «Метриум» Марина Литинецкая.

Помимо зачастую невыгодного расположения гаражных кооперативов, в любом ГСК найдутся десятки и даже сотни человек, с которыми нужно договориться о продаже участка с гаражом, объясняет она. «Многие из них могут быть пожилыми людьми, жить за границей, либо находиться в состоянии судебных споров по поводу гаража.

Это огромное количество обременений», — продолжает Литинецкая. Пока, по ее словам, у столичных застройщиков масса других привлекательных вариантов земельных участков — земли вдоль Москвы-реки, участки у МЦК и МКАД, бывшие промзоны. 

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/393455-shans-dlya-millionov-kogo-zatronet-garazhnaya-amnistiya

Законопроект о

Закон о металлических гаражах

На улице владельцев гаражей по всей стране зажегся зеленый свет – в правительство РФ был внесен проект федерального закона по так называемой гаражной амнистии.

Ее суть проста – у миллионов владельцев гаражей появилась реальная возможность стать хозяевами своей “малой недвижимости” не только на словах, но и на деле. Сегодня по закону очень многие из них никак не могут оформить гаражи в собственность, хотя пользуются ими десятилетия, вложили в них деньги и труд.

“Дорогая, я в гараж”. Водители все чаще отказываются от ремонта на СТО

Документ называется так: “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены”.

Проект разрабатывался Минэкономразвития России совместно с Росреестром в течение двух лет. В Росреестре подчеркивают: при подготовке законопроекта они работали с органами власти в регионах и с органами местного самоуправления.

Судя по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, незарегистрированными в стране являются более чем 3,5 миллиона гаражей.

Судя по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, незарегистрированными в стране являются более чем 3,5 миллиона гаражей

Из-за отсутствия, как выражаются чиновники, “правоустанавливающих” документов граждане годами не могли оформить эти объекты недвижимости. А сами постройки из-за отсутствия в законе даже такого определения, как “гараж”, не учитывались.

Правовые аспекты гаражного строительства эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”
Поэтому количество фактически существующих, но не оформленных как положено объектов велико, но точную цифру никто не знает.

Обманутым дольщикам выплатят компенсации за гаражи и кладовки

Не так давно глава Росреестра, а ныне заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко сравнивала предлагаемые “гаражным” законопроектом меры с “дачной амнистией”, которая серьезно упростила порядок оформления собственности для граждан. По ее мнению, “гаражная амнистия” облегчит жизнь более 4,5 миллиона автовладельцев.

Минэкономразвития предложило особый механизм оформления прав граждан на участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых стоят гаражи.

Море гаражей в нашей стране возводили именно на государственных и муниципальных землях. Посмотрите на окраины больших и маленьких городов: буквально в каждом – целые “улицы” бесконечно тянущихся гаражей.

В документах на мой гараж, к примеру, сказано, что он располагается на земле, которая выделена в аренду местному обществу автолюбителей.

Такие гаражи построили до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. А еще мы гаражами называли принадлежащие гражданам машино-места, расположенные в коллективном гараже. Такие вообще располагаются чуть ли не у каждой многоэтажки.

Росстандарт отказался от собственных систем сертификации

Все это добро было вроде бы наше, и в то же время по бумагам нам не принадлежало.

А теперь, по сути этого документа, законопроектом устанавливается перечень документов, подтверждающих владение гражданином таким “объектом гаражного назначения”.

Обратите внимание: слова “гараж” раньше в законодательстве просто не было.

Такими доказательствами, к примеру, являются длительное добросовестное использование, выплата пая в гаражном кооперативе или ранее полученное решение о распределении гаража. А также документы, подтверждающие оплату различных платежек при эксплуатации или полученные в прежние годы документы технической инвентаризации и другое.

Обратите внимание: даже такого слова, как “гараж”, раньше в отечественном законодательстве просто не существовало

Но и это не все. Законопроектом субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом.

А теперь ответ на главный вопрос: когда же владельцам гаражей ждать обещанной амнистии? Если правительство и парламентарии поддержат документ, то согласно законопроекту вступление в силу нового порядка ожидается в 2021 году.

Цитата

Александр Астафьев / РИА Новости

Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства РФ:

– По данным Единого реестра недвижимости, в стране 4 млн гаражей. Каково количество неоформленных объектов, никому не известно. Как правило, у фактических владельцев есть проблемы с постановкой на учет.

Гаражно-строительные кооперативы возникали еще в советское время. У кого-то земля не оформлена, у кого-то участок был выделен при предприятии, но нет документов.

В законодательстве отсутствуют даже понятия “гараж”, “гаражно-строительный кооператив”.

Не установлены лица, ответственные за содержание и эксплуатацию. Мы написали концепцию решения вопроса по аналогии с “дачной амнистией”. Граждане быстро получат право на свой гараж.

Источник: https://rg.ru/2020/02/13/zakonoproekt-o-garazhnoj-amnistii-vnesen-v-pravitelstvo-rossii.html

Юристы перечислили «подводные камни» грядущей «гаражной амнистии»

Закон о металлических гаражах

Росреестр рассчитывает, что закон о «гаражной амнистии» примут до конца 2020 года. Это позволит вывести из тени боле 3,5 миллиона объектов недвижимости.

Юристы же считают инициативу противоречивой: в некоторых случаях оформление права собственности не выгодно владельцу гаража, а в других — местным властям.

Чего ждать от «гаражной амнистии» и какие подводные камни она таит, разбиралось Федеральное агентство новостей.

Планы Росреестра

Росреестр надеется на принятие законопроекта о «гаражной амнистии», чтобы в ближайшем будущем окончательно решить проблему незарегистрированных объектов недвижимости. Об этом сообщил глава ведомства Олег Скуфинский на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

«Мы предлагаем в упрощенном порядке при содействии местных органов власти дать возможность гражданам оформить права на землю и гаражи», — сказал чиновник.

Соответствующий законопроект внесен в правительство, и Росреестр рассчитывает на принятие документа до конца 2020 года. Предполагается, что «гаражная амнистия» поможет гражданам оформить в соответствии с законодательством свои права на более чем 3,5 миллиона гаражей и участков.

Для чего нужна «гаражная амнистия»

Основная цель «гаражной амнистии» — побудить граждан ускориться с оформлением своих гаражей, хотя произвести регистрацию собственности можно и по нормам действующего законодательства. Об этом рассказал адвокат и юрист в сфере недвижимости Дмитрий Островский.

«Гаражная амнистия» направлена на то, чтобы побудить людей ускориться с оформлением своих гаражей как объектов недвижимости, чтобы они были зарегистрированы по аналогии с «дачной амнистией» — в упрощенном порядке.

Это долгий и непростой процесс, требующий согласования многих организаций.

Памятуя о том, что гаражи стоят с советских времен, многих документов может не быть, это приведет к конфликтным ситуациям», — объяснил Островский в комментарии ФАН.

Процедура регистрации таких объектов прописана в подзаконных актах, добавил специалист. Однако разобраться в этом вопросе сейчас не так просто.

«Все зависит от того, когда человек строил и получал [гараж]. Это гаражный кооператив или отдельно стоящее здание? Что с землей? Есть ли договор аренды? Масса очень разных и с правовой точки зрения неоднозначных оснований», — заключил Островский.

В результате «гаражной амнистии» такие спорные объекты, как гаражи, удастся не только зарегистрировать — они будут подвергнуты налогообложению, добавил юрист.

Подводные камни

Проведение «гаражной амнистии» может вызвать двойственную реакцию, считает специалист в сфере гражданского права Родион Юрьев. В зависимости от ситуации, собственник гаража и местные власти могут быть не заинтересованы в оформлении объекта недвижимости.

«Вопрос имеет две стороны.

С одной — муниципальные образования, налоговая инспекция и все государственные органы заинтересованы в том, чтобы люди оформили свои гаражи, получили свидетельство о праве собственности и платили налоги. Это как минимум.

Как максимум — платили бы еще и арендную плату за участок, находящийся под этим гаражом. Эта одна сторона вопроса, и в этом плане пожелание Росреестра вполне понятно», — сказал Родион Юрьев в комментарии ФАН.

При этом жители отдаленных регионов в оформлении права собственности на гараж не очень заинтересованы, считает юрист.

«Люди не очень заинтересованы в оформлении таких объектов в регионах, потому что стоимость этих объектов невелика. Иной раз сумма оформления может быть сопоставима со стоимостью гаража.

В отдаленных регионах нашей страны люди не заинтересованы в том, чтобы оформлять [права на гаражи] и предпочитают оставаться в тени, потому что никаких дополнительных бонусов это оформление не даст», — объяснил специалист.

Совершенно иначе ситуация с «гаражной амнистией» может сложиться в крупных городах, где земля стоит гораздо дороже, добавил эксперт.

«Там местные власти не заинтересованы, чтобы люди получали в собственность эти гаражи, потому что тогда их будет гораздо сложнее изымать в рамках какой-нибудь уплотнительной застройки.

Чем больше будут обременения в виде объектов недвижимости на земельных участках, тем сложнее будет городу в случае необходимости освободить эти земельные участки.

И тут город, наоборот, постарается что-нибудь предпринять, чтобы люди не очень хотели все это оформить», — полагает Родион Юрьев.

Источник: https://riafan.ru/1313740-yuristy-perechislili-podvodnye-kamni-gryadushei-garazhnoi-amnistii

Кто еще потеряет? Что российским автомобилистам принесет гаражная амнистия

Закон о металлических гаражах
Людмила Тимофеева Страна и мир 06 Августа 2020

«Гаражная амнистия» может стать реальностью для российских автомобилистов после признания премьер-министра Михаила Мишустина во время отчета в Госдуме перед ее уходом на каникулы, что он потерял гараж из-за законодательной неурегулированности владения гаражами.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» был предложен правительству еще в феврале нынешнего года, его разработкой с 2015 года занимались Минэкономразвития и Росреестр.

В Приморском районе снесут 900 частных гаражей

Законопроект предлагает регулировать приобретение прав граждан не только на гаражи, но и на земельные участки под ними, если последние находятся в государственной или муниципальной собственности. А регионы наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом.

Однако «амнистия» – упрощенный порядок для постановки на кадастровый учет – будет распространяться только на те сооружения, которые были построены до введения в действие Градостроительного кодекса (до 31 декабря 2004 года).

Некапитальные строительные объекты, например, гаражи-ракушки, не считаются законными и под амнистию не попадают. Действие закона также не коснется гаражей на территории дачных участков или подземных гаражей внутри многоквартирных домов.

Причем гаражи можно будет использовать только для размещения транспортных средств, а также для личных и бытовых нужд, чтобы исключить ведение какой-либо предпринимательской деятельности.

В России сейчас 1,4 млн земельных участков, на которых расположены гаражи, и 37 тысяч гаражных кооперативов. У большинства владельцев гаражей фактически нет никаких документов кроме членской книжки, и юридически они не имеют права проводить с гаражами никаких действий – продавать, покупать, дарить или оставлять в наследство.

«Гаражная амнистия» предполагает перечень документов, подтверждающих владение объектом гаражного назначения: например, выплата пая в гаражном кооперативе, ранее полученное решение о распределении гаража, документы, подтверждающие оплату различных платежей при эксплуатации, ранее полученные документы технической инвентаризации.

В настоящее время, чтобы зарегистрировать свои права, необходимо получить соответствующее решение суда.

Еще одна цель законопроекта – внести ясность в правовое регулирование деятельности гаражных (гаражно-строительных) кооперативов. Пока в России нет закона, который бы регламентировал их существование. И законопроектом предлагается дать четкое определение таких понятий, как «индивидуальный гараж», «коллективный гараж» и «машино-место».

Вступление в силу нового порядка ожидается в 2021 году, планируется, что «гаражная амнистия» продлится 4 года.

Насколько популярна будет она среди автовладельцев, эксперты расходятся во мнении. С одной стороны, у граждан появится дополнительная недвижимость, которую можно продать без подвохов, а оформленные гаражи, как правило, стоят дороже.

Кроме того, в случае принятия властями решения о каком-нибудь строительстве на земле под гаражами владелец оформленного гаража сможет получить компенсацию от государства при его изъятии. Для гаражных кооперативов появится возможность определить всех собственников на своих территори ях и более успешно собирать взносы.

Однако когда гаражи будут узаконены, за них нужно будет платить налоги и страховки.

В Петербурге порядка 250 тысяч гаражей, а у подавляющего числа гаражных кооперативов давно истекли сроки действия договора аренды земли, пролонгировать их практически невозможно.

В Северной столице в отличие от многих регионов не стали массово сносить гаражные постройки, при губернаторе Георгии Полтавченко был официально даже введен мораторий на массовый снос.

Также в 2011 году был принят закон «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга», который позволил владельцам получать компенсацию от государства, если земля под гаражами востребована городом.

Тем не менее, поскольку в городе дефицит свободных земель, инвесторы время от времени интересуются участками с расположенными на них гаражами. Поэтому точечный снос этих конструкций в городе продолжается, вызывая серьезные конфликты.

Членам гаражных кооперативов город может выплачивать компенсацию, но демонтаж своих гаражей они должны проводить за свой счет или за счет кооперативов. 

Поэтому стало обычной практикой, когда владелец просто вывозил своего «железного коня» и иное имущество и исчезал из поля зрения своего кооператива. В итоге ГСК лишаются членских взносов, а судебные претензии город предъявляет именно им, требуя возврата средств, потраченных на демонтаж.

Как отразится законопроект в случае его принятия на гаражном сообществе Северной столицы? Член Общественной палаты Петербурга, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов в масштабах всей страны оценивает его позитивно.

Однако, по его словам, в Петербурге, как и в Москве, практически все гаражи некапитального строительства, большинство из них находится на когда-то арендованной у города территории.

«К сожалению, у нас гаражи – это движимое имущество, и, согласно законопроекту, их нельзя приватизировать», – говорит эксперт.

Свои предложения Всероссийское общество автомобилистов изложило еще на стадии подготовки законопроекта: объекты, имеющие признаки капитального строения, а таковых много, должны относиться к недвижимому имуществу, чтобы их можно было приватизировать и получить право собственности на них. И в этом случае снести гаражи без юридического обоснования будет сложно.

«После того как закон будет принят и в нем будут определены все признаки капитального строения, мы сможем уже в диалоге с городскими властями решать поэтапно эту сложную и актуальную проблему для петербургских автовладельцев.

Прежде всего нужно провести полную ревизию земель, где располагаются гаражные комплексы, а также гаражей во дворах.

Вероятно, придется учитывать и нюансы нового генплана, с учетом перспектив развития города», – резюмирует Валерий Солдунов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Кто еще потеряет гараж?».

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/kto-eshche-poteryaet-chto-rossiyskim-avtomobilistam-prineset-garazhnaya-amnistiya/

Депутаты потребовали остановить снос гаражей до начала амнистии – МК

Закон о металлических гаражах

Механизм гаражной амнистии, который сейчас рассматривается в Госдуме, должен получить обратную силу, считает ряд московских депутатов. Кроме того, необходимо объявить мораторий на снос гаражей, пока амнистия, в поддержку которой высказались президент Владимир Путин и премьер Михаил Мишустин, не вступила в силу.

Представители столичного гаражного сообщества горячо поддержали эту инициативу, добавив, что политика на сокращение количества мест долговременного хранения автомобиля может вызвать недовольство.

Между тем, значительное число плоскостных гаражей — а именно те, которые не имеют фундамента — скорее всего, не подпадут под амнистию в любом случае, констатируют эксперты.

Необходимо немедленно ввести мораторий на снос гаражей до тех пор, пока не вступили в силу правила гаражной амнистии на федеральном, а затем и на московском уровне, отметила депутат Мосгордумы Елена Янчук.

«Сейчас во многих регионах, и столица не исключение, власти и застройщики стараются успеть освободить от гаражей как можно большую площадь, – констатирует парламентарий. – Эту практику нужно остановить.

Заодно следует, на мой взгляд, защитить и права тех, кто «не дожил» до гаражной амнистии».

На данный момент гаражи, в том числе те, которые были построены еще в советские времена и обладают полным пакетом документов тогдашнего образца, существуют во многом вне правового поля.

Встречается несколько вариантов юридического оформления этих объектов, от «крытых стоянок МГСА», машиноместа на которых изначально не принадлежали автомобилистам, до полноценно оформленных боксов в гаражно-строительных кооперативах, имеющих кадастровые номера и современные свидетельства о собственности, зарегистрированных в Росреестре. Все эти форматы объединяет то, что земля под абсолютным большинством ГСК (исключая некоторые многоэтажные комплексы) принадлежит городу и предоставляется кооперативам на правах аренды. Именно арендные договоры на землю под гаражами город начал расторгать в конце 2000-х годов в одностороннем порядке. После чего сами боксы в течение нескольких лет сносятся в качестве самостроя.

Прямо сейчас идет снос гаражей на улице Красной Сосны — это район Ярославский — и, по словам правозащитника Вадима Киктева, владельцы узнали о начавшемся сносе фактически из интернета.

Странность нынешней ситуации с гаражами состоит в том, подчеркивает общественник, что никаких прав участвовать в обсуждении будущего квартала или района у владельцев этого типа недвижимости нет. На публичные слушания и общественное обсуждение в режиме онлайн гаражников просто не пускают — не прописаны в районе.

А если кто-то из представителей гаражей, прописанных по соседству, высказывает возражения, они зачастую не вносятся в протокол либо игнорируются.

– Я много общаюсь с коллегами — председателями разных гаражных кооперативов в Москве, и могу ответственно заявить: если еще несколько лет назад люди воспринимали снос гаражей как чисто экономическую проблему, как лишение объекта недвижимости, то сейчас речь идет совсем о другом, – отмечает Вадим Киктев. – Речь идет о политике и самом существовании личных автомобилей и мест их хранения.

– Это жизненно важный, принципиальный вопрос для многих сотен тысяч москвичей — нельзя просто взять и отнять у людей то, что было у них во владении зачастую по 40 — 50 лет и что полностью соответствовало тогдашним законам, – отмечает лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров.

– Да, можно согласиться с тем, что многие гаражи морально устарели и неэффективно используют московскую землю, хотя значительная часть гаражей выстроена именно на непригодных для застройки участках. Но тогда следовало бы перезапустить программу «Народный гараж», которая была остановлена в 2017 году, а фактически даже раньше.

Если она была неэффективна, то стоит подумать, как сделать ее более удобной и функциональной для города и для людей.

– Нужно провести четкое различие между местами для парковки и местами для долговременного хранения автомобилей, – уверена Елена Янчук. – И число последних нужно, напротив, увеличивать, чтобы «дворы без машин», которые действительно представляют собой хорошую идею, стали реальностью.

Депутат выразила надежду, что проект федерального закона, который рассматривается сейчас, будет доработан.

В нынешней версии документа речь идет только о гаражах, имеющих фундамент и таким образом приближенных к капитальным строениям.

А значит, владельцам машиномест в металлических гаражных кооперативах и стоянках — таких в столице все еще десятки тысяч — по-прежнему ничего не светит. Даже в случае амнистии.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2020/12/18/deputaty-potrebovali-ostanovit-garazhey-do-nachala-amnistii.html

Гаражная амнистия в 2021 году

Закон о металлических гаражах

12.11.2020 11:31

По различным подсчетам, во владении наших соотечественников имеется от 3 до 5 млн гаражей, не имеющих законодательного подтверждения права собственности.

Причины могут быть различными, но в настоящее время действующее законодательство делает официальное оформление таких гаражей почти нереальным. Даже больше того – многие из них отнимаются у фактических собственников без компенсации и согласия.

Делается это не только в государственных интересах, но и для удовлетворения других желающих получить землю и строения при помощи коррумпированных чиновников.

Что такое гаражная амнистия

Амнистия – возможность зарегистрировать объект, построенный с нарушениями действующих в то время законодательных актов без какой-либо ответственности.

Амнистия не интересуется причиной их невыполнения, а дает возможность перевести отношения физических лиц и государства в правовое поле.

Над документом работали два года, согласно первоначальным намерениям она должна была заработать в 2020 году, сейчас пока планируется запустить с 2021 года.

Минэкономразвития РФ внес свой проект для рассмотрения в Правительство РФ (документ имеется на портале regulation.gov.ru под ID 01/05/07-18/00082136), в настоящее время предложение еще на стадии проработки. В Государственную думу документ не передавался.

Надежду о принятии закона дает то, что о нем глава Росреестра рассказал Президенту во время встречи для доклада о проделанной работе. Понимая сложившуюся ситуацию, поддержку проекту уже открыто выразили представители правительства, в том числе и премьер-министр М.

Мишустин.

Пока планируется амнистия продолжительностью четыре года. Но не исключается, что после верификации ситуации действие закона может быть продлено, как и в случае дачной амнистии.

Проблемы старого законодательства

Еще лет 30 тому назад автомобиль считался предметом роскоши, а компартия этого никак не приветствовала. Соответственно, отношение к владельцам собственности на законодательном уровне было более чем прохладным.

Можно смеяться, но и в современном законодательстве нет четкого определения, что такое гараж. Росреестр ставит их на учет как помещения, здания, сооружения, что становится причиной путаницы и неприятных ситуаций.

В законопроекте прописано и дается четкое определение гаража. Какие новые понятия вводятся?

Индивидуальный гараж. Одноэтажное строение, используемое только для хранения и обслуживание транспортных средств. Допускается использовать помещения для складирования небольших партий пищевых продуктов, вещей и мебели личного пользования.

Некапитальный гараж. Такими конструкциями будет разрешено пользоваться на муниципальных и государственных землях без обязательной приватизации участков. Но при одном условии – установлении сервитута, за использование земли придется платить владельцу. Важные ограничения: нельзя совершать юридические действия, обязанность освободить землю по первому требованию ее владельца.

Как планируется регистрировать гараж

Оформление прав на земельных участках муниципалитетов возможно для гаражей, построенных до введения в действие Градостроительного кодекса (2004 год). Приватизировать будет можно и отдельные объекты в гаражных кооперативах. Процесс планируется разбить на несколько этапов.

Подача заявления на получение участка земли под гаражом в аренду. Это нужно для того, чтобы обойти действующее сегодня законодательство.

По нему получить в собственность землю можно лишь после того, как на ней есть объект недвижимости, в нашем случае автомобильный гараж.

Подача заявления на регистрацию гаража, расположенного на арендованном участке и одновременной приватизации земли под сооружением.

Чиновники наконец-то поняли, что законы РФ многих ставят в патовое положение. Для оформления объекта необходимо иметь права на землю под ним. А права на землю не оформлялись без наличия гаража.

Какие потребуются документы

В проекте закона есть перечень документов, необходимых для получения разрешения. Но надо иметь в виду, что это всего лишь проект, а не закон.

Он не прошел Правительство, Государственную думу и Совет Федерации.

Понимая, что собрать документы, подтверждающие фактическую собственность, довольно сложно, в проекте предусмотрен максимально широкий их перечень. Право собственности можно доказать с помощью:

-квитанций об оплате содержания помещений или пая;-выписки из решения гаражного кооператива о выделении гаража соискателю;-договора купли/продажи между физическими лицами с указанием расположения и технических параметров объекта;

-технического плана строения;

-выписки из технической инвентаризации.

Важно! В проекте предусматривается возможность регионов по своему усмотрению расширять список документов, это может существенно усложнить процесс и доступность амнистии.

Ответы на вопросы

В связи с тем, что в гаражной амнистии заинтересованы наши соотечественники с различными ситуациями, у многих возникают дополнительные вопросы.

1. Попадают ли под амнистию металлические переносные гаражи и «ракушки»? Нет. Будущий закон касается только капитальных сооружений, а они должны иметь фундамент и стены из кладочных материалов. Сооружения должны быть одноэтажными, специального назначения, без жилых помещений. Такие строения предназначаются для хранения и обслуживания личного автомобиля.

2. Льготы предусмотрены? Пока да, в проекте людей с проблемами здоровья планируется обслуживать без очереди. Что касается финансов, то никаких дополнительных специальных скидок в настоящее время не предусматривается. Еще что касается легализации гаражей. После получения документов права собственности с них придется уплачивать налог на недвижимость.

3. Зачем амнистировать гараж? Такие вопросы возникают у некоторых соискателей после прочтения ответа на предыдущий. У них пропадает желание амнистировать строение и потом уплачивать за него налоги, но это неправильное решение.

Нелегальный гараж можно в любое время потерять, уплатить штраф за незаконное строительство на муниципальных землях. Его нельзя дарить, передавать по наследству и совершать иные юридические действия.

Нелегальные гаражи в любой момент могут сноситься по решению местных властей, а земля отдаваться в аренду или продаваться другим пользователям.

4. Что делать, если даже в новом законе не будет предусмотрено решение конкретного случая? Остается один универсальный выход – подавать в суд. Надо быть готовым к дополнительным немалым затратам при неизвестном конечном результате.

5. Какие строения не попадают под категорию амнистируемых гаражей? Сооружения, относящиеся к капитальному строительству (пристройки, садовые дома), объекты коммерческого или промышленного назначения, автомастерские, склады запчастей, стоянки, находящиеся в многоквартирных домах или их подвальных помещениях. Гаражи нельзя использовать в любых коммерческих целях.

6. Нужно ли готовить документы уже сегодня? Вопрос риторический. Опытные адвокаты советуют заниматься предварительной подготовкой документов лишь тем соискателям, которые имеют гаражи в официально зарегистрированных кооперативах.

В случае самовольного занятия муниципальных или государственных земель лучше ничего пока не предпринимать. Много учреждений настолько небрежно ведут учет земель, что они могут нигде не числиться, а попытки поиска документов станут причиной проблем.

Заключение

В настоящее время никакой «гаражной амнистии» нет, пока это планы, не имеющие законодательного подтверждения. Учитывая особенности деятельности Государственной думы и Совета Федерации, стопроцентной гарантии его принятия нет. Депутаты ожидают подачи законопроекта правительством, а оно, судя по поведению, не очень спешит.

Самостоятельно ни один представитель народа проект не инициирует. Почему – можно лишь гадать. Но без большой политики здесь не обошлось, а интересы владельцев таких гаражей далеко не на первом месте.

В каком виде будет принят закон в окончательном чтении никто не знает.

Настораживает факт, что законопроект ФЗ «О гаражах, порядке приобретения прав, внесение изменений в соответствующие законодательные акты» Министерство экономического развития послало в Правительство в феврале 2019 года, а он до сих пор не рассмотрен.

Дополнительная информация по теме

Как оформить сельскую ипотеку на льготных условиях

Что такое бессрочная аренда земельного участка

Технический план для регистрации договора аренды

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/garazhnaya-amnistiya-v-2021-godu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.