Твои права подросток

Классный час на тему

Твои права подросток

Классный час “Твои права, подросток”

Цели: воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

задачи:

  • упорядочить знания студентов о видах наказания за различные поступки: проступок, правонарушение, преступление, научить различать административную и уголовную ответственность;
  • учить нравственной оценке результатов своих поступков;
  • воспитывать – чувство ответственности за свои поступки;

                             – позитивное отношение к окружающим людям.

Оборудование: плакаты со словами: «Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития». Ж.Ж. Руссо

Ход классного часа.Организационное начало.Приветствие.Доклад замком взводаСообщение темы и целей классного часа.Ж.Ж. Руссо писал: «Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития».

 (Показывается слайд№1 с высказыванием)Ребята, тема сегодняшнего классного часа посвящена правам подростков, т.е. вашим правам и называется он так: (чтение слайда№2): Твои права, подросток, а проведём мы его в форме дискуссионной беседы- практикума.

Основная часть.

– Ситуация №1. «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов.

Самые известные из них – Декларация прав ребёнка (1959) и конвенция о правах ребенка (1989). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей.

Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: « Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!Конвенция о правах ребенка- большой документ. В нем 54 статьи.

В отличии от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: « Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

  • основные права: на жизнь, имя, гражданство и т.д;
  • призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
  • права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т.д. ;
  • права обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
  • права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т.д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких- либо ограничений. Неважно, кто ребёнок по национальности(украинец, татарин, русский), по полу(мальчик или девочка), какой у него цвет кожи(тёмный или светлый), какая религия им исповедуется(христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание:

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие международные документы защищают права детей?

  2. К чему призывают эти документы?

  3. Какие права ребёнка закрепляют эти документы?

  4. Почему некоторые права можно назвать»детскими»?

  • Ситуация №2. «Кто главные защитники прав подростка?»

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они невсесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков – государство.

Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав.

Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и др. учреждений культуры – первоочерёдная забота губернаторов, мэров, префектов и других «слуг» народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3-я ст.

46 Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребёнка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учреждён в 1959 году, в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

  1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

  2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

  3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в Постановлениях Правительства РФ?

  • Ситуация №3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

Источник: https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-tvoi-prava-podrostok-1311939.html

Твои права подросток!

Твои права подросток

    Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.

Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России.

Мало помощи со стороны государства – считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе.

    Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

    В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

    В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.

Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома.

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

    В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

         В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

    Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

     Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

     Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

    Дети имеют право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

    Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию . Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

      К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту. Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

           Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

      При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

     Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

     Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

    Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

    В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

     Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

     Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

    Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье.

Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

     Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 МО МВД России «Увинский»                 

Источник: https://xn--b1amaedr2am.18.xn--b1aew.xn--p1ai/document/13945067

Права и обязанности подростка с 14 и 16 лет в России: законодательное регулирование вопроса

Твои права подросток

В современном мире, где отношение к детям в разы улучшилось по сравнению хотя бы с прошлым веком, законодательство идёт навстречу подрастающему поколению и закрепляет права и обязанности подростков юридически.

Права и обязанности ребёнка с 14 лет

Гражданин, достигший возраста 14 лет, получает паспорт, а вместе с ним список новых прав и пунктов ответственности.

Например, ребёнок впервые получает возможность на официальном уровне, без участия родителей или опекунов, обращаться в судебные инстанции для защиты своих интересов, а также вступает в право на личный доход, которым может распоряжаться как угодно по своему усмотрению, в том числе и вкладывать деньги в банки и прочие кредитно-финансовые учреждения.

Защиту своих прав подросток получает от органов опеки, если какие-либо условия для его полноценного физического и морального развития исполняются халатно или злостно нарушаются, или от судебной системы, если против подростка было совершено административное или уголовное нарушение. Второй вариант реализуем только с участием родителей или официальных опекунов ребёнка.

Также в 14 лет можно получить первые водительские права, но с ограничениями – только категории А и А1. Голос подростка теперь имеет значение при выборе гражданства – от него теперь можно отказаться полностью, если есть альтернатива в другой стране.

С 14 лет Семейный кодекс начинает учитывать мнение подростка в бракоразводных и опекунских процессах. Например, он может выбрать себе опекуна (по обоюдному согласию), отказаться от усыновления или установления отцовства.

Самостоятельный выбор места жительства осуществляется, но только с согласия родителей или других ответственных за подростка лиц.

Ребёнок имеет полное право на личную жизнь, а вмешательство в неё даже со стороны родителей или психологов оправдывается только опасной для жизни и здоровья ребёнка или других людей ситуацией.

Жильё подростку 14 лет предоставляет родитель, опекун или государственная организация, если ребёнок остался без опеки. Обязательно должна быть официальная прописка по месту жительства одного из родителей.

Уголовная ответственность

Ребёнок до 14 не отвечает за свои действия, в том числе и насильственного характера – за него полностью отвечают родители, но при достижении этого возраста к гражданину можно применять законы УК РФ. Разумеется, малолетний возраст учитывается при назначении наказания в виде штрафов или заключения.

Трудоустройство

С 14 лет гражданин имеет полное право устроиться на работу, открыть трудовую книжку, официально получать за свою работу заработную плату и отпускные дни.

Использование детского труда в полной мере (полный рабочий день в РФ) незаконно. Подросток в 14 лет не может устроиться на полную ставку, только 24 часа в неделю.

Эта мера предпринята законодательством для того, чтобы сохранить здоровье детей, пока что в полной мере не отдающих отчёт своим поступкам.

Все остальные обязанности, а именно: выполнение всех требований работодателя наравне с совершеннолетними работниками, соблюдение установленного регламентированного рабочего режима и прочих специфичных для каждого вида работ требований ложатся на подростка в полной мере.

Случалось ли вам сталкиваться с нарушением прав детей – своих или чужих? К сожалению, случалосьНе случалосьНе хватает знаний, чтобы понять, нарушались права или нет

Права и обязанности подростка с 16 лет

С 16 лет многое в жизни молодого гражданина меняется. Незначительным изменениям подвергаются его трудовые права (теперь подросток имеет право на 36 часов законно регламентированного труда в неделю), но полная трудовая ставка всё ещё противозаконна.

С 16 лет человек в РФ вступает в полную административную и уголовную (через комиссию по делам несовершеннолетних) ответственность за любые преступления, в норме без смягчающих обстоятельств.

Гражданин также может быть обложен штрафом, условным наказанием.

Семейный кодекс

Наибольшим изменениям подвергается семейное право гражданина.

С 16 лет любой подросток в РФ вправе самостоятельно вступать в брак по уважительной причине (например, отбытие одного из партнёров на место срочной службы или рождение ребёнка), а также расторгнуть брак, если он уже заключён. Брак считается полноценным и полноправным, законы о совместно нажитом имуществе и праве наследования супругу начинают действовать в полной мере.

Учитывая то, что 16 лет – возраст сексуального согласия в РФ, в этом же возрасте подросток может вступить в полноценные родительские права. Программы помощи молодым семьям уверенно поддерживают таких молодых родителей, несмотря на их юный возраст, обеспечивая льготами, денежными выплатами.

Также гражданин вступает в полное право неприкосновенности личной жизни, доходов и вправе не согласовывать свои действия с опекунами.

В случае ненадлежащего исполнения своих родительских обязанностей гражданин в 16 лет может быть лишён родительских прав как временно, так и на постоянной основе. За халатность при уходе за ребёнком гражданин понесёт полную административную или, если ситуация с отягчающими обстоятельствами, уголовную ответственность.

Образование

До достижения 18 лет подросток всё ещё имеет право на материальное обеспечение со стороны своих собственных родителей или опекунов.

Образование входит в обязательный список материального обеспечения – опекун или родитель обязаны предоставить подростку возможность получить среднее или среднее специальное образование.

Высшее образование необязательно и материально обеспечивается по желанию ответственных лиц.

Финансовые права

В 16 лет подросток вправе распоряжаться своим собственным имуществом (заработанные личные средства), пенсией и соцвыплатами от государства. Доступно также право взять кредит, если имеется постоянный доход, открыть банковский счёт.

Жилищные права

До достижения возраста совершеннолетия подросток имеет право на проживание и прописку по месту жительства одного из родителей, официального опекуна или в государственном учреждении для детей без надзора.

Выселить или каким-то образом лишить доли имущества несовершеннолетнего гражданина нельзя, это будет преступлением и нарушением Семейного и Жилищного кодексов.

В 16 лет родители всё ещё имеют право обратиться в органы правопорядка, чтобы вернуть подростка по месту прописки.

Защита прав 16-летнего гражданина по-прежнему является обязанностью органов опеки и служб по работе с несовершеннолетними.

Если права подростка урезаются родителями или опекунами, жилищные условия не соответствуют нормам, подросток подвергается насилию – это работа органов опеки. В случае если подросток – пострадавший от административного или уголовного нарушения, он имеет полное право обратиться в суд за помощью.

С 16 лет гражданин получает почти все необходимые для жизни в обществе права, но вместе с ними приобретает и обязанности. Законодательство с уважением относится к новоявленным членам общества и учитывает их интересы, если те, в свою очередь, соблюдают правила общества, в котором являются уже полноправными дееспособными участниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/podrostka.html

Права ребенка в 14 лет в России: права и обязанности с 14 лет

Твои права подросток

Помимо обязанностей, о которых часто твердят родители своим детям, ребенок обладает неотъемлемыми права, такими, как право на жизнь и самоопределение, выбор места жительства, неприкосновенности и другие.

Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок.

В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.

Общие права детей

Чтобы понять, какими правами обладает ребенок, нужно вспомнить, что существуют имущественные и неимущественные права человека.

Имущественными правами детей являются:

  • материальное содержание взрослыми;
  • получение пособий и мат.капитала;
  • пользование и владение имуществом своих родителей с их согласия;
  • владение частью имущества, доставшегося по наследству.

Неимущественные включают в себя:

  • обеспечение жизнеспособности;
  • иметь семью и воспитываться в ней;
  • наличие фио;
  • регистрация по месту жительства;
  • образование;
  • охрана здоровья;
  • досуг;
  • труд;
  • самовыражение;
  • защита своих прав и интересов.

Каждый родитель должен понимать, какие права детей до 14 лет присущи его чаду, чтобы, в случае их нарушения, смог без труда обратиться в соответствующую инстанцию и отстоять позицию своего малыша.

В свою очередь, ребенок, достигший четырнадцатилетнего возраста, наделяется определенной степенью самостоятельности и может регулировать некоторые аспекты своей жизнедеятельности самостоятельно.

Права ребенка с 14 лет

Четырнадцатилетний гражданин Российской Федерации наделяется особыми полномочиями в отношении гражданских, семейные и трудовых прав. Рассмотрим все эти аспекты ниже в статье.

Основные права детей в России с 14 лет регламентированы семейным кодексом рф, трудовым и гражданско-правовым. Среди них, такие права, как:

  • выбор места жительства и гражданства (требуется согласие родителей или опекунов);
  • обучение вождению на категории А, А1;
  • участие в общественных молодежных объединениях (ст.19 ФЗ “об общественных объединениях”) и профсоюзах;
  • требование отмены усыновления;
  • требование отмены установления отцовства;
  • заключение трудового договора и вступление в трудовые отношения с работодателем по условию ст.63 тк рф (требуется согласие обоих родителей или одного из них);
  • делать вклады в кредитно-финансовых учреждениях и распоряжаться ими (ст.26 гк рф);
  • совершение крупных сделок (требуется письменное согласие законных представителей);
  • распоряжение своими личными доходами (согласие представителей не требуется);
  • осуществление прав автора интеллектуальной собственности;
  • приобретение или прекращение гражданства по собственному желанию, оформленному в письменном виде;

ВАЖНО! Для ребенка 14 летнего возраста становится возможным право обращения в судебную инстанцию для отстаивания своих интересов.

Несмотря на то, что по достижению четырнадцатилетнего возраста, человек может устраиваться на работу, полный рабочий день для него незаконен.

Работать человек в таком возрасте имеет возможность только по сокращенному дню (24 часа в неделю). Данная особенность регламентируется статьей 92 тк рф.

Ребенок, занятый трудовой деятельностью имеет законные основания получать поощрение за свою работу (заработную плату) и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Вместе с этим, возрастает ответственность перед законом и обязанности перед государственными инстанциями.

Ответственность и обязанности

Все было бы слишком радужно, с учетом открывающихся перед молодежью дозволений, если бы не возрастающая ответственность перед законом.

Так, подросток обязан получить паспорт в органах федеральной миграционной службы. В случае непослушания, следует административное наказание  в виде штрафов.

При заключении трудовых отношений, 14 летний гражданин должен понимать возложенную на него имущественную ответственность материальных активов предприятия. Также, на работе он должен соблюдать дисциплину и трудовой график, установленный работодателем.

На  предприятии сотрудник несет материальную ответственность перед учреждением и его руководством по всем сделкам, дисциплинарную за нарушения трудовой дисциплины и гражданско-правовую за причинение вреда другим сотрудникам.

Если до возраста четырнадцати лет за детские перепалки целиком и полностью были ответственны родители или опекуны детей, то с наступлением указанного возраста, она возлагается на самого участника драки или мошеннической сделки.

То есть, с данного возраста подростки в полной мере наказываются органами суда при совершении тяжких преступлений, а также за административные правонарушения.

Резюме

Важно определить термин ребенка по утвержденной ООН Конвенцией 1989 года. Согласно этому документу, таковым принято считать человека до 18 лет с момента его появления на свет.

От рождения он наделяется неотъемлемыми права, а по мере взросления законы страны регламентируют его полномочия относительно семейные, гражданских или трудовых отношений.

14 лет – это возраст человека, способного самостоятельно распоряжаться своими денежными активами, принимать решения о переселении и быть ответственным за свои слова и поступки гражданином.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/s-14-let.html

Беседа на тему: «Права и обязанности подростка»

Твои права подросток

Беседа на тему: «Права и обязанности подростка»

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Определить понятия

«права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Побуждать детей к

защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать

формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, участвующих в

сценках.

Планируемые результаты:

– личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (учащегося);

-метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать,

анализировать.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и

важную для всех тему. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка темы и цели классного часа

– Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….(Золушка).

– Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…(Шарль Перро).

– Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После

работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали

ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве. Однажды в

королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и

богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры. Они бросились примерять

нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще

терпеть нескончаемые капризы. В конце концов приготовления закончились и сестры с

матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж

ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой

платье…»

– Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке?

– Почему они не правы?

– Может, кто-то догадался о теме нашего разговора?

– Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: “Что люди

могут делать и чего не могут делать?”, “Что они обязаны делать и чего не обязаны?”,

“На что они имеют право и на что не имеют?” Все мы разные, но одно у нас общее – это

наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

3. Беседа «Право на имя»

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще

записано, кто знает?

Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это

значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть

еще права, где они записаны, кто их утверждал?

4. Обзорное знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

– А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил,

регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить

счастливо и хорошо.

– А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней

утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к

детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно

уязвимы по причине возраста. Однако декларации имеют лишь рекомендательный

характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело -конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться

теми, кто его подписал 20 ноября 1989 году. Конвенция о правах ребенка была

единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в

нашей стране Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка

приобретают силу норм международного права. Сегодня мы познакомимся с

некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

5. Знакомство с правами и обязанностями детей.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

– Право на жизнь.

– Право на имя при рождении.

– Право на медицинскую помощь.

– Право на образование.

– Право на отдых и досуг.

– Право иметь имущество.

– Право свободно выражать свои взгляды.

– Право на свободное перемещение.

– Право на заботу и воспитание родителями.

– Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

– Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

– Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну

переписки.

– Какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

– Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей,

создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и

права? Только ли государство?

– Конечно, это ваши родители.

– Где права, там и обязанности. Что значит – обязанности?

– Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям),

которое человек должен выполнять.

– В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? (устав школы)

– Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

– Как вы думаете, права – отдельно, обязанности – отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить

порядок – нарушить обязанности

Обязанности ребёнка

– хорошо учиться

– помогать по дому

– заботиться о старших

– стараться самому обслуживать себя

– заботиться о младших

– не обсуждать поступки родителей с посторонними

6. Работа с ситуациями

– Ччто можно, а что нельзя. Вспомните, что иногда случается на уроках. Во время урока

ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу

передвижения

– А теперь давайте разбираться. У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель

сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право?

– Человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где

начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не

разрешает тебе ходить по классу.

– Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на

свободу слова

– На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право

на пользование культурными достижениями

7. Ролевая игра «Юридическая консультация»

– Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы хорошо знаете права детей. И к

вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие

права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая

консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в

общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы:

– Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам

еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц.

Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют

ли они на это право?

Примерные ответы:

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше

человеческое достоинство.

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас

жестокому обращению, насилию и оскорблению

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское

обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные

мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы:

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную

жизнь, на тайну переписки.

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение

его достоинства.

– Почему права детей не всегда соблюдаются?

8. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

– У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не

нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого

человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и

дать оценку поведению героев.

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

– Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка»

запрещено насилие над детьми.

– Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только

что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом –

рисованием!

– Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

– Правильно ли рассуждает Петров?

9. Анализ предложенных ситуаций.

– Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие

обязанности должен выполнять каждый ученик. Предлагаю вам сыграть в игру

«Разрешается – запрещается». Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята,

будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается

левая рука .

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

10. Подведение итогов. Рефлексия.

– Мы поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Надо проверить

ваши знания.

– Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения

(обязанность).

– Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал

(Конвенция).

– Установленные и охраняемые государством нормы и правила отношений людей в

обществе (права).

– Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав

школы).

– До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

– Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и

обязанностей человека?

– Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/beseda-na-temu-prava-i-obiazannosti-podrostka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.