Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

Новая редакция Ст. 144 УПК РФ

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://UPKodeksRF.ru/ch-2/rzd-7/gl-19/st-144-upk-rf

Упк рф: ст 144, 145, 140, 141, 142, 143 –

Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела1.

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении;2) явка с повинной;3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.1.1.

Утратил силу.1.2. Утратил силу.2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.3.

Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 142 УПК РФ. Явка с повинной

1. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.2. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 настоящего Кодекса.

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь – физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье – страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.4. Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения.

Примечание: ст 144 УПК РФ, ст 145 УПК РФ, ст 140 УПК РФ, ст 141 УПК РФ, ст 142 УПК РФ, ст 143 УПК РФ – Статьи Уголовного-процессуального кодекса приведены в действующей редакции.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.advokat-kk.ru/2020/09/upk-rf-st-140-141-142-143-144-145.html”,”domain”:”www.advokat-kk.ru”,”excerpt”:”УПК РФ: ст 144, 145, 140, 141, 142, 143 – “Возбуждение уголовного дела и доследственная проверка””,”word_count”:1598,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.advokat-kk.ru/2020/09/upk-rf-st-140-141-142-143-144-145.html

Как проводится проверка по заявлению в полицию

Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

Поступившее заявление, либо сообщение о преступлении, независимо от способа его подачи, регистрируется в КУСП, или книге учета сообщения о преступлениях и происшествиях, заявителю, при личном посещении выдается талон – уведомление с указанием номера, присвоенного обращению.

Во всех случаях выясняйте указанный номер, это в дальнейшем облегчит поиски заявления и информации о принятых мерах.

(скрин) Не надо ориентироваться на лиц, которые занимаются Вашим заявлением в день его подачи, это дежурная следственно – оперативная группа и проверку будут проводить другие сотрудники.

По поступившему заявлению проводится процессуальная проверка в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ: дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток вышеуказанный срок. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По результатам проведённой проверки, в соответствии со статьей 145 УПК РФ (Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении) принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

По преступлениям, где состав очевиден (убийство, грабёж, разбой, похищение человека, вымогательство и др.) уголовное дело, как правило, возбуждают в течение дежурных суток, т.е. сразу после осмотра места происшествия.

По другим составам преступления, таким как мошенничество, кража, присвоение или растрата, неправомерное завладение транспортным средством, полиция с возбуждением уголовного дела тянет, это связано с отголосками «палочной системы» и нежеланием портить показатели, поэтому предлагаемая инструкция, в первую очередь, будет полезна потерпевшим и пострадавшим от мошенничества и других указанных преступлений.

Для того, чтобы ускорить принятие решения о возбуждении уголовного дела необходимо:

В случае кражи: получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного (для квалификации именно уголовно – наказуемого деяния и отличия его от административного правонарушения), о доходе и доказательстве значительности, либо незначительности ущерба, причинённого преступлением, другие предметы и документы, которые могут иметь значение. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили камеры видеонаблюдения в районе хищения, подробно опросили всех свидетелей, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае неправомерного завладения транспортным средством (угона) или кражи транспортного средства: получить и сразу приобщить к заявлению правоустанавливающие документы на похищенное транспортное средство (свидетельство о регистрации, ПТС, договор купли – продажи, квитанции об оплате, расписки), страховые полисы, иные документы, приготовить два комплекта ключей, либо быть готовым объяснить местонахождение ключей, брелок от сигнализации, необходимо подробно описать особые приметы и вещи, находившиеся в салоне. При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники проверили маршрут движения до места угона или кражи с целью выявления наблюдения за Вами, проверили камеры видеонаблюдения по маршруту и в районе хищения. Внимание: ни в коем случае не соглашайтесь передать денежные средства за возврат Вашего транспортного средства.

В случае грабежа или разбоя (ст. 161, 162 УК РФ): получить и сразу приобщить к заявлению документы о стоимости похищенного, доказательства открытости хищения и реально воспринимаемой угрозе, используемом оружии, другие предметы и документы, которые могут иметь значение, сведения об очевидцах.

При общении с полицией целесообразно настоять на том, чтобы сотрудники подробно опросили всех свидетелей, проверили камеры видеонаблюдения в районе грабежа или разбоя, тщательно осмотрели место совершения преступления, изъяли предметы и вещи, на которых могут сохраниться следы, позволяющие идентифицировать преступника.

В случае мошенничества: особо трудно бывает добиться возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество), т.к. зачастую трудно доказать отсутствие гражданско – правовых отношений и наличие признаков мошенничества. Очень важно надлежащее взаимодействие с лицом, проводящим процессуальную проверку.

Наиболее распространены мошенничества с недвижимостью, мошенничества в сети Интернет, мошенничества, связанные с инвестированием, вкладами, мошенничества, связанного с оказанием юридических услуг.

Во всех случаях необходимо максимально собрать и представить доказательства того, что злоумышленником совершен именно обман или злоупотребление доверием, как правило, это очевидно, в случае, когда подделывают или используют поддельные документы, когда лицо не имело возможности исполнить обещанное, иногда, чтобы доказать обман, необходима неоднократность, или так называемая эпизодность, т.е. наличие нескольких потерпевших.

В случае кражи, совершённой дистанционно (п. г. ч. 3 ст. 158 УК РФ): кражу от мошенничества отличают такие признаки, как самостоятельность производимых преступниками действий по непосредственному переводу денег с Вашего счета, т.е.

если Вы лишь сообщили им реквизиты карты и смс-коды, то это кража, наказание за совершение которой, как правило, более суровое, чем за мошенничество и не важна сумма похищенного.

Правоохранительные органы очень неохотно возбуждают уголовные дела по хищениям, совершённым дистанционным способом, стремятся отказать в возбуждении уголовного дела, передать сообщение о преступлении по подследственности, либо возбудить уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) вместо ст. 158 УК РФ (кража).

Для скорейшего принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо представить скриншоты СМС сообщений о перечислении денег с телефона, иные скриншоты, расширенную выписку по банковскому счету, в которой будет видно, куда переведены денежные средства, детализацию телефонных соединений, и выписку и детализацию можно получить через сеть Интернет. Перед подачей заявления, незамедлительно, при обнаружении факта хищения, позвонить на горячую линию банка и настоять на блокировке транзакции, в случае если это возможно, а также на том, чтобы Вам сообщили реквизиты счета, на который перечислены денежные средства, иногда это возможно. Сообщения о хищениях, совершённых дистанционно, согласно ведомственным нормативным правовым актам МВД РФ должны рассматриваться, в том числе возбуждаться уголовные дела, по месту обращения заявителя. Это касается и краж и мошенничеств.

В любом случае контролировать прохождение Вашего заявления Вы можете, наводя справки по телефонам, как правило, указанным на сайте подразделения полиции: дежурная часть – здесь Вы можете по номеру книги учета сообщений о преступлениях узнать, кому поручено проведение проверки, как правило, службу, здесь же подскажут контактный телефон лица, который обладает информацией о непосредственном исполнителе. Далее, позвонив по выясненному номеру, можно узнать данные исполнителя и его контактный телефон. В большинстве случаев, застать на месте исполнителя сложно без предварительной договорённости, поэтому не имеет смысла лично посещать отделение полиции для того, чтобы узнать результат проведённой проверки.

Если проведение проверки поручено подразделениям уголовного розыска или по борьбе с экономическими преступлениями, то необходимо проведение дополнительных мероприятий, после чего, при наличии состава преступления, заявление передаётся в процессуальные службы: следствие, дознание. Чтобы исключить волокиту, необходимо интересоваться ходом и результатами проводимой проверки.

Если проведение проверки поручено участковому уполномоченному, то в 99% из 100% заявление, вероятно, «обречено» на вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Принять решение о возбуждении уголовного дела, в рамках компетенции, могут только сотрудники подразделений следствия и дознания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5eba7b5add0c177527edf73c/kak-provoditsia-proverka-po-zaiavleniiu-v-policiiu-5eba7e872fffad2dc153d03c

Уголовно-процессуальное право

Проверка сообщения о совершенном или готовящемся преступлении

В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему соответствующее решение.

Сообщение о преступлении должно быть принято вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты сообщаемых сведений.

Обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа — принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их подследственности. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст.

145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности. Этот порядок распространяется и на сообщения по уголовным делам частного обвинения: орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны их принять, рассмотреть и по результатам рассмотрения передать в суд.

В целях исключения из практики случаев сокрытия преступлений от учета, а также соблюдения установленных сроков принятия решений по поступившим сообщениям о преступлениях введена система регистрации заявлении, сообщений и иной информации о преступлениях.

Порядок приема и регистрации правоохранительными органами поступивших сообщений о преступлениях регламентирован ведомственными нормативными правовыми актами, такими как упомянутый выше Административный регламент МВД России 2012 г.; приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г.

№ 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях (утверждена приказом ФСКН России от 9 марта 2006 г. № 75) и др.

1В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений Генеральный прокурор РФ, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайном ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министр экономического развития и торговли РФ, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, министр внутренних дел РФ, министр юстиции РФ, директор Федеральной службы безопасности РФ подписали 29 декабря 2005 г. приказ № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», который утвердил Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, на основе которого были разработаны соответствующие ведомственные документы.

В органах внутренних дел все предусмотренные в УПК РФ в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации (заявление о преступлении, подписанное заявителем, протокол принятия устного заявления о преступлении, заявление о явке с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП).

Проверка сообщения о преступлении

Для уточнения наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела проводится обязательная проверка сообщения о преступлении. Уголовно-процессуальный закон не содержит понятия проверки сообщений о преступлениях.

Проверка сообщений о преступлениях — это действия, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

По сути проверка сообщения о преступлении — это его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания.

Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными правовыми актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации.

Такую проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ прокурор, следователь, орган дознания вправе предъявить требование о передаче имеющихся в распоряжении средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации.

Некоторые положения УПК РФ позволяют говорить и о других способах проверки. Так, из ч. 4 ст.

21 УПК РФ вытекает возможность предъявления следователем, дознавателем, органом дознания обязательных для исполнения требований, поручений и запросов к гражданам, учреждениям, предприятиям, организациям и должностным лицам.

Поскольку закон не ограничивает какой-либо стадией уголовного процесса право предъявить указанные требования, поручения и запросы, то данная норма — общего характера, может применяться и на стадии возбуждения уголовного дела.

В виде запроса, например, могут быть оформлены обращения в учреждения и организации в целях получения сведений, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении, например направление на медицинское освидетельствование, истребование справки из больницы о диагнозе и предположительной продолжительности лечения лица, здоровью которого причинен вред преступлением, и т.д.

Других проверочных действий, кроме перечисленных, УПК РФ не предусматривает. Вместе с тем на практике применяются и другие способы проверки, предусмотренные иными нормативными правовыми актами. К ним относятся средства административной, оперативной, прокурорской проверки, т.е.

это непроцессуальная проверка. Такая проверка является законной, поскольку осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и в соответствии с ними, но ее нельзя считать проверкой сообщений о преступлениях в смысле ст. 144 УПК РФ.

Эта проверка может предшествовать процессуальной деятельности, и оформленные соответствующим образом ее результаты (рапортом об обнаружении признаков преступления, постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Непроцессуальная проверка не должна проводиться после появления повода для возбуждения уголовного дела2Исключение составляют случаи, когда дознаватель, орган дознания следователь, руководитель следственного органа, руководствуясь ч. 1 ст.

144 УПК РФ, дают органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Производимая при выполнении такого поручения деятельность не будет процессуальной, но она входит в содержание проверки сообщения о преступлении, поскольку задание на проведение оперативно-розыскных мероприятий было дано процессуальным путем..

Даже если проведение проверки поручено не следователю, а оперативному уполномоченному или участковому уполномоченному полиции, как часто бывает на практике, они не могут совмещать процессуальную деятельность с оперативно-розыскной или административной, поскольку действуют в качестве дознавателя.

Уголовно-процессуальный закон содержит гарантии прав личности при проведении проверки.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, может быть предоставлен защитник с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

При необходимости обеспечивается безопасность лиц, участвующих в проверке (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Значение полученных в ходе проверки сведений столь велико, что они могут не только устанавливать наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, но и быть использованы в качестве доказательств (ч. 1.2 ст.

144 УПК РФ), а при производстве дознания в сокращенной форме закон допускает не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении (п. 2, 3 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ).

После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа принимают по собранным материалам решение.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела может быть принято одно из следующих решений: (1) о возбуждении уголовного дела; (2) об отказе в возбуждении уголовного дела; (3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения.

По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Ходатайство следователя и дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении оформляется постановлением, в котором должны быть изложены результаты проверки сообщения о преступлении и обоснована необходимость продления ее срока.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne62.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.