Объяснений

Объяснение — новая философская энциклопедия

Объяснений

ОБЪЯСНЕНИЕ (в методологии науки) – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления.

В простейшем случае предметом объяснения выступают отдельные эмпирически фиксируемые факты. В этом случае объяснению предшествует их описание. Но в принципе предметом объяснения может быть реальность любого вида в любых ее проявлениях и на любом уровне ее выражения в системе научного знания.

Так, скажем, подлежать объяснению могут законы науки, эмпирические и теоретические, содержание теорий меньшей степени общности может находить свое объяснение в теориях более общего уровня и пр.

В структуре объяснения как познавательной процедуры можно выделить следующие элементы: 1) исходное знание об объясняемом явлении (т.н. экспланандум); 2) знания, используемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рассмотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (т.н.

основания объяснения, или, эксплананс); 3) познавательные действия, позволяющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяснения, к объясняемому явлению.

В качестве оснований объяснения могут использоваться знания различного вида и уровня развития, что позволяет выделять различные виды и формы объяснения по типу эксплананса. Вместе с тем процедуры объяснения могут различаться в зависимости от применяемых в процессе их осуществления познавательных приемов и действий.

В т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутой сторонниками логического позитивизма и получившей широкое распространение в западной методологии науки в 40–50-е гг., доминировала дедуктивно-номологическая модель объяснения, сформулированная К.Гемпелем и П.Оппенгеймом в 1948 (см.: Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998, с. 89–146).

Эта логическая модель объяснения представляла собой применение общей гипотетико-дедуктивной схемы (см. Гипотетико-дедуктивный метод [ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД], Гипотетико-дедуктивная модель [ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ]) к ситуации объяснения. В этой схеме исходили из рассмотрения в качестве эксплананса т.н.

номологических утверждений, формулирующих законы науки, а в качестве логического приема объяснения использовалась дедукция знания об объясняемом явлении из этих номологических утверждений. Осуществимость такого объяснения рассматривалась как фактор подтверждения, оправдания номологического утверждения (см. Оправдание теории [ОПРАВДАНИЕ ТЕОРИИ]).

Как всякая логическая модель реального познавательного процесса, она носила характер весьма сильной его идеализации, преувеличивая, во-первых, роль законов науки в качестве эксплананса, во-вторых, исхода, как и стандартная концепция анализа науки в целом, из противопоставления контекста открытия [КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ] и контекста оправдания [КОНТЕКСТ ОПРАВДАНИЯ], она не могла учитывать процессов совершенствования знания в ходе осуществления процедуры объяснения. Что касается роли законов науки (т.н. номологических утверждений) в процессах объяснения, то, действительно, наиболее развитой формой научного объяснения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретических законов и предполагающие осмысление объясняемого явления в системе теоретического знания, ассимиляцию его в научно-теоретической картине мира.

Однако уже сам автор дедуктивно-номологической модели объяснения К.Г.Гемпель впоследствии был вынужден обобщить ее, сформулировав наряду с дедуктивной вероятностно-индуктивную или статистическую версию гомологической модели объяснения.

Но главное заключается в том, что было бы неправильно недооценивать познавательное и методологическое значение различных форм объяснения, в качестве оснований которых не обязательно выступают законы науки. Т.н.

номологические объяснения характерны для теоретического математизированного естествознания, в первую очередь физики, а в научных дисциплинах, где не выкристаллизованы теории в строгом смысле этого термина (см. Теория [ТЕОРИЯ]) с их законами, распространены иные формы объяснения.

Так, в дисциплинах социально-гуманитарного профиля в качестве оснований объяснения зачастую выступают типологии. Напр., объяснение особенностей человеческого поведения дается на основе типологии характеров в психологии, объяснение социальных явлений – исхода из типов социальных структур и социальных действий в социологии и пр.

Важнейшую роль в науках о живой и неживой природе, социально-гуманитарных дисциплинах играет объяснение путем включения рассматриваемого явления в контекст охватывающих его систем, структур и связей. Так возникают причинные, генетически эволюционные, функциональные, структурно-системные и т.д.

объяснения, где в качестве эксплананса выступают не теории или законы науки, а некие категориальные схемы и картины мира, лежащие в основе научного знания в данной предметной области, скажем объяснение каких-либо социальных или биологических явлений через установление тех функций, которые они выполняют в социальной системе или живом организме.

Особая, вызывавшая оживленную полемику в философии и методологии науки проблема связана с объяснением человеческих действий и поступков в различных гуманитарных дисциплинах, в истории, в социальных науках, где так или иначе приходится рассматривать в качестве оснований объяснения различные мотивационно-смысловые установки, обуславливаемые ментальностью человека. В этом контексте проблема объяснения оказывается тесно связанной с проблемой понимания в специфическом значении этого термина в традиции, идущей от Дильтея, в которой понимание как постижение ментальных предпосылок создания какого-либо текста или вообще артефакта культуры рассматривается как специфический метод гуманитарного познания.

С методологической точки зрения процедуры объяснения не могут быть сведены к автоматизму дедуктивных выводов. Уже само по себе подведение явлений под общий закон по дедуктивно-номологической схеме предполагает определенную конструктивную работу сознания, которую Кант называл «способностью суждения», т.е. способностью применить общее правило, общую норму в конкретной ситуации.

Реальные же процедуры объяснения в науке, даже те, которые можно представить в дедуктивно-номологической модели, связаны с «наведением мостов» между объектом объяснения и его экспланансом, уточнением условий применимости общего положения, нахождением промежуточных звеньев и т.д.

Поиск же оснований объяснения там, где не имеется готового знания, под которое можно было бы подвести объясняемые явления, становится мощным стимулом развития научного знания, появления новых концепций и гипотез.

В частности, поиск объясняющих факторов зачастую выступает предпосылкой теоретизации знания, перехода от эмпирического его уровня к формированию теоретических концепций, выработки того, что можно назвать первичными объяснительными схемами, которые поначалу представляют собой ad-hoc (т.е. объяснения данного случая), но затем могут развертываться в теоретическую концепцию.

Так, скажем, объяснение Дюркгеймом большего числа убийств в протестантских общинах по сравнению с католическими меньшей степенью социальной сплоченности в первых сравнительно со вторыми, которое выступило первоначально как ad-hoc объяснение, послужило основой для создания получившей широкое признание в социологии концепции аномии как причины социальной дезорганизации.

В ситуации же, когда попытки объяснить некоторые факты и обстоятельства в рамках определенных гипотез, концепций или теорий приводят к противоречию с последними, т.е. реальные обстоятельства выступают по отношению к ним как контрпримеры (см.

Контрпримеры [КОНТРПРИМЕРЫ] в науке), наличие таких контрпримеров – скажем, противоречие планетарной модели атома со стабильностью электронов на орбите – становится необходимым условием критического анализа соответствующего знания и стимулом его пересмотра. Этот пересмотр отнюдь не всегда ведет к отказу от этого знания в духе примитивного фальсификационизма (см.

Фальсификация [ФАЛЬСИФИКАЦИЯ], Фальсифицируемость [ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ]), он приводит к его уточнению, конкретизации, совершенствованию и развитию. При этом желательно, чтобы вносимые в теорию или гипотезу изменения не были бы только ad-hoc объяснениями выявленных контрпримеров, а увеличивали бы объяснительно-предсказательные возможности теории или гипотезы по отношению к другим фактам. Обрастание же теории или гипотезы большим количеством ad-hoc объяснений является свидетельством ее слабости.

Т.о., объяснение в целом является конструктивной, творческой познавательной процедурой, в результате которой не только обогащаются и углубляются знания об объясняемом явлении, но, как правило, происходит уточнение и развитие знаний, используемых как основание объяснения.

Решение объяснительных задач выступает в качестве важнейшего стимула развития научного знания, его концептуального аппарата, что свидетельствует о несостоятельности резкого противопоставления т.н.

контекстов оправдания и открытия при трактовке объяснения в рамках стандартной концепции анализа науки.

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.

По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научного познания по отношению к его объекту.

Объяснение, рассматриваемое в этом контексте, выступает не как частная познавательная процедура, а как необходимая функция научного мышления, его кардинальная установка.

Литература:

1. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М., 1970;

2. Гемпель К.Г. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении. – В кн.: Философия и методология истории. М., 1977;

3. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. – Там же;

4. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978, гл. 8;

5. Вригт Г.Ф. фон. Объяснение в истории и социальных науках. – В кн.: Логико-философские исследования. М., 1986;

6. Бирюков Б.В., Новоселов M.М. Свойства объяснения и порядок в системе знания. – В кн.: Единство научного знания. Μ., 1988;

7. Гемпель К.Г. Функция общих законов в истории. – В кн.: Логика объяснения. М., 1998;

8. Hempel C.I. Deductive – Homological vs. Statistical Explanation. – Minnesota Studies in the Philosophy of science, v. III. Minneapolis, 1962.

В.С.Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%9E%D0%91%D0%AA%D0%AF%D0%A1%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

Как научиться объяснять

Объяснений
Меня не понимают, я не могу объяснить доходчиво, я теряю на неумении объяснить факты. Если это о вас – советуем изучить материал, после которого вы изменитесь и станете относиться к объяснению иначе.

Руководить – значит контролировать.

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать это.

Однако многие теряют контроль над ситуацией и постоянно задаются вопросами: почему меня никто не понимает, почему у меня не получается продать, почему я целыми днями работаю, а коллега ничего особого не делал, а уже поднялся и стал влиятельным?

Недавно представители ManGO! Games побывали на крупнейшей ежегодной выставке Learning Technologies 2020, посвященной технологиям в обучении. Мы узнали, в каком направлении прилагаются усилия в корпоративном обучении.

Говорили там много о чем – о скорости запуска системы корпоративного обучения, о персонификации, вовлеченности, автоматизации, микрообучении и обучении на рабочем месте. Стало ясно, что появилась тенденция внутрикорпоративного бизнес коучинга и взращивания собственных бизнес тренеров и коучей.

И даже в рамках этого мероприятия поднимались такие темы как навыки объяснения. Поговорим именно о них.

Без умения объяснять никак – ведь от искусства объяснения зависит эффект от внутреннего коучинга и развития собственных тренеров, и прежде всего лидерство в компании. Как научиться объяснять, помогут ли в этом тренинги эффективного общения или нужно знать определенные секреты и оттачивать специальные навыки – будем разбираться.

Ты меня не понимаешь

Знакомая фраза? Наверное, хотя бы раз в жизни мы сами или нам говорили эти слова. Возможно, это было в детстве, дома, в быту, на досуге. Но если подобное происходит на работе, то компания теряет прибыль. Поэтому уметь доносить свои мысли важно помимо всего прочего с точки зрения профессионализма.

Особенно такие навыки нужны продавцам и маркетологам – чтобы товар покупали, покупатели должны понимать, о каком товаре или услуге идет речь, и зачем это им нужно.

Научиться объяснять и прокачать свои навыки влияния можно на тренингах, а можно и самостоятельно. Рекомендуем книгу «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова» Ли ЛеФевера, в которой даны полезные практические советы.

Счастье быть понятым

Эта книга может стать вашим путем к счастью. Ведь это счастье и настоящая роскошь – знать, что тебя понимают. Но настоящие чудеса эта книга способна сделать в бизнесе.

Искусство объяснения в бизнесе очень ценно и всегда ведет к прибыли. Причем независимо от масштаба.

Общаетесь с друзьями, деловыми партнерами или открыли свой ютуб-канал и обращаетесь ко всему миру – умение объяснить доходчиво и просто всегда приведет к успеху.

Автор книги в прошлом интернет-маркетолог. Поработав на этом поприще какое-то время, он понял, что ему постоянно приходится доносить до сотрудников различные идеи, и начал думать о том, как сделать процесс объяснения более эффективным.

В результате работы над этой задачей в сети появились очень интересные видеоролики его авторства – для Google, , Dropbox. Он создавал сюжеты, которые были очень простыми, и при этом идеально доносили необходимые идеи. В чем причина его успеха? Он выяснил, какие законы лежат в основе процесса объяснения.

Чтобы убедиться в качестве видеороликов, поинтересуйтесь продуктами компании Common Craft, которую основал Ли ЛеФевер.

Изучая эти законы, становится совершенно ясно, что без их знания развитие лидеров невозможно. Теперь эти законы и открытия Ли ЛеФевера доступны в его книге. Что это за законы?

Первое, что важно понимать, что объяснение – это важный навык, которому можно научиться. Большинство даже не догадываются об этом, поскольку всю жизнь что-то кому-то объясняют. Однако не всегда успешно.

Кому-то не удается уговорить близкого пройти лечение и ситуация заходит опасно далеко, кто-то не может объяснить руководителю, почему решение должно быть именно таким, а кто-то не может объяснить собственному ребенку, почему учиться так важно.

В результате теряются возможности – у нас, у наших близких. Но если вы научитесь объяснять, потери превратятся в находки.

Второе, что важно знать: само объяснение – это не набор правил, это искусство. У каждого, кто что-нибудь объясняет, получится в итоге свой результат, свое творчество. У искусства объяснять, как у любого искусства, есть свои инструменты.

Третье, что важно знать – структуру объяснения. Объяснение состоит из таких элементов:

  • План.
  • Упаковка.
  • Презентация.

Создание объяснения

Прежде, чем начнем создавать объяснение, разберемся в том, что такое объяснение. Объяснение – это ответ на вопрос. Однако, это не простой вопрос. В этом вопросе содержится некоторый вызов или проверка на прочность. Поэтому недостаточно озвучить ответ – его нужно подготовить специальным образом.

Объяснение – это упаковка, в которую заворачивается ответ или идея. Упаковка призвана сделать содержание более понятным.

Элементами упаковки могут выступать:

  • Контент.
  • Истории.
  • Связи.
  • Описания.

Как только объяснение упаковано – не стоит отправлять его на полку, им нужно делиться. Есть разные способы донесения информации до своей целевой аудитории. Важно правильно выбрать формат и умело презентовать. Для эффекта можно пройти речевой тренинг, но сейчас мы поговорим не об ораторском искусстве, мы об этом писали, а о структуре объяснения.

Что такое объяснение

Донести мысли можно по-разному. Чтобы создать объяснение, нужно понимать, что может быть ответом на вопрос, но не является объяснением. Это поможет понять особенность именно объяснения.

Описание – это составление представления о предмете или явлении.

Определение – это описание буквального смысла предмета или явления.

Инструкция – это порядок действий при той или иной ситуации для получения того или иного результата.

Детализация – подробная информация для всестороннего представления о предмете или явлении.

Отчет – сообщение о событии для передачи фактов другим людям.

Иллюстрация – пример для разъяснения идеи.

Все эти формы сообщения информации или ответа можно использовать при построении объяснения.

Объяснение – это одна из форм сообщения, представляющая собой действие или процесс, который делает что-то известным, простым или понятным.

Есть еще определение. Объяснение – это набор утверждений для описания набора фактов таким образом, чтобы стали понятными их причины, контекст и последствия. Цель объяснения – улучшение понимания.

Теперь представьте, что внутренние тренинги для персонала ведет человек, не умеющий объяснять, то есть, не умеющий сделать факты простыми и понятными. Ясно, что подобное недопустимо. Поэтому эффективная компания отправляет таких людей на тренинги тренеров и поощряет самообразование. В таком случае обсуждаемая книга обычно появляется на полках внутренних тренеров.

Поставить себя на место другого

Представьте, что вам нужно показать кому-то дорогу. Единственный способ сделать это просто и понятно – объяснить с позиции собеседника, то есть, стать на его место и оттуда мысленно двигаться.

В книге дается развернутое объяснение, почему так, но для способности хорошо объяснить, нужна способность поставить себя на место другого.

Чтобы объяснить, нужно отдалиться от собственных представлений и встать на точку зрения слушателя.

Просто каждый раз, когда нужно что-нибудь объяснить, представьте: вы – у себя дома, рядом с вами – водитель, который впервые в этой местности, и он не может знать того, что знаете вы. Ему нужно объяснить дорогу.

Творчество и контекст

Теперь представьте, что вам сообщили об открытии, но не сказали, где его можно применить. Вы можете сами собрать варианты применения, но все же этот пример показывает, насколько мелкое значение имеет открытие без обозначения контекста, где оно может быть применимо.

Так и с объяснением. Для понимания нужен контекст. И создаете его вы сами. Это творчество.

Надо сказать, что нас окружает множество фактов, которым у нас нет объяснений. Насколько лучше был бы мир, если бы каждый окружающий нас факт сопровождался простым и понятным объяснением. Насколько безопаснее и лучше было бы жить.

И насколько ценен человек, способный хоть немного, но делать мир именно таким – понятным, доступным, объясненным. На самом деле таких людей очень мало.

Представьте также, насколько мало веса имеет ученый, сделавший открытие, если это открытие невозможно объяснить.

Получается, что важность объяснения не ниже, чем само открытие. Мало того, без объяснения открытие не станет открытием, поскольку его ценность так и останется неизвестной. Объяснение фактов – это искусство.

Однако это не значит, что объяснение доступно только творческим людям. Можно иметь аналитический ум и уметь объяснять. Важно глубоко понимать, что объяснение – это продукт творчества.

Объяснение состоит из фактов, представляющих собой новый подход к идее. Это не создание фактов, а только упаковка их.

Основная задача объяснения – превратить факты в полезные, информативные и запоминающиеся идеи.

Снизить цену понимания

Важно разглядеть то, что находится у всех перед глазами, но то что никто не понимает. Цениться будет тот, кто сможет снизить цену понимания. Например, в стране кризис.

Мало кто понимает, из чего он состоит: все эти сложные процессы, специфические термины. Но если находится человек, умеющий объяснить все «на пальцах» – он снизит цену понимания для множества людей.

Им станет легче и они смогут воспользоваться информацией.

Что произойдет дальше? Они станут интересоваться вопросом, который еще вчера был пугающим и неизвестным, а сегодня стал понятым и близким. Точно также происходит и с продажами, и с персоналом. Хорошее объяснение формирует интерес и перспективу участия.

Как упаковать и презентовать факты

Сначала у нас есть только факты. Пробуем найти для них идеальную упаковку, новые связи между ними и новые углы обзора. Для этого советуют внимательно смотреть на факты и думать над вариантами.

Вот что получилось у автора рассматриваемой книги, когда перед ним стала задача объяснить суть плагиата: ролик о плагиате. Обратите внимание, что само слово «плагиат» появляется не в начале ролика.

Сначала обсуждаются простые и известные людям понятия, потом они связываются с понятием «плагиат».

Каков был ход подготовки этого объяснения? Перечислялись мысли одна за другой, пока не был выбран самый удачный подход:

1). В ходе размышлений обнаружили, что сам факт плагиата считают неправильным, но смысл его глубже и над этим мало задумываются.

2). Важным посчитали то, что плагиат угрожает системе, от которой зависим мы все. Именно эту мысль решили донести до слушателя.

3). Почему плагиат угрожает системе? Потому что становится неясно, кто именно сделал важный вклад.

4). Здесь место эмоциям. Это неуважение ко всей системе идей!

В примере объяснение передано через видеоформат. После тщательной упаковки следует выбрать самый удачный в конкретном случае формат презентации.

Резюме

Подведем итоги и убедимся, что суть раскрыта.

Если нужно что-то кому-то объяснить – не спешите делать это на ходу. Так делают все. И терпят неудачи. Единицы умеют это делать от природы и единицы научились этому искусству сознательно. Мы стремимся ко второй группе.

Зная, что это искусство, относимся к задаче как к минипроекту:

  • Собираем мысли и факты.
  • Ищем самые удачные.
  • Соединяем факты между собой, учитывая позицию собеседника.
  • Заворачиваем факты в удачную, простую и запоминающуюся упаковку.

Это искусство и творческий процесс. Удивительно, но в ходе подготовки фактов и их упаковки, сам автор объяснения делает для себя мини-открытия. Именно в таком случае объяснение станет произведением искусства, результатом творчества, снизит людям цену понимания и обеспечит лояльность аудитории.

А это и управление процессами и результатами, и контроль над ситуацией. Чтобы все это произошло, советуем прочесть книгу – в ней подробно и понятно описывается весь процесс подготовки объяснения с вариантами и важными советами.

А чтобы получать ценные советы на тему обучения и развития персонала, посещайте блог ManGO! Games, подписывайтесь на рассылку на любой странице блога, приходите на бесплатные мероприятия ManGO! Games.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8bbd5997b5d400b2841499/kak-nauchitsia-obiasniat-5e95ac72958ebf275bb8defe

Значение слова «объяснение» в 9 словарях

Объяснений

Все словари Словарь Ушакова Начала Современного Естествознания. Тезаурус Культурология. Словарь-справочник Педагогический терминологический словарь Философский словарь (Конт-Спонвиль) Тезаурус русской деловой лексики Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой

объяснение

объяснение, объяснения, ср. (книж.).

1.только ед. Действие по гл. объяснить-объяснять. Марксисткое объяснение явлений. Объяснение непонятных слов. Объяснение задачи в классе.

2. Письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь. Потребовать от кого-нибудь объяснения.

3. Причина, источник чего-нибудь. Найти объяснение данного явления.

4. Действие по гл. объясниться-объясняться; разговор для выяснения чего-нибудь. «Отвечайте мне коротко и искренно на один только вопрос…, и наше объяснение сейчас кончится.»Гончаров. «У матушки происходило объяснение с отцом.»А.Тургенев. «Я избавил вас от весьма неприятных объяснений.»А.Тургенев.

Объяснение в любви – признание в любви.

объяснение

одна из функций науки, научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.

объяснение

познавательно-аналитическая процедура, приобретающая ведущее значение в развитии естественно-научного знания Нового времени. Отправной точкой О.

служит реальность; мышление человека раскрывает в ней необходимо-закономерный порядок, логически обусловливает этот порядок и подтверждает его через эксперимент, что выводит сами эти процедуры на первый план анализа и поиска научной истины. Т.о., О.

позволяет подвести под истинные те или иные высказывания, идеи, теории, соотнося их с тем, что происходит в действительности с т.зр. рационально-дискурсивного анализа.

О. широко используется в естеств. науках, имеющих дело с внешним опытом и опирающихся на рассудочно-логич. знание, доступное опытной проверке. Вместе с тем О. широко представлено и в культурологич. знании — в истор. исследованиях, при изучении социальных и социол.

аспектов культуры и др. Процедура О. при этом тесно сопрягается с процедурой понимания. О.

и понимание нельзя рассматривать в качестве абсолютных антиподов в процессе познания; не выступают они и свойствами явлений действительности или характеристик познающего человека; они — суть отношения между мыслью и действительностью.

Выступая как универсальные интеллектуальные операции процессов познания, они их взаимоопределяют и взаимодополняют. Обе процедуры в разных формах и с неодинаковой частотой используются в процессах познания как в естественно-научных, так и в гуманитарных науках.

См. также Понимание.

Лит.: Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986; Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы “круглого стола”// ВФ. 1986. № 7-9; Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры и творчество человека // Социально-полит. журнал. 1993. № 8.

Г.А. Аванесова.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

объяснение

дидактический приём раскрытия существенных свойств изучаемого объекта, его внутренней структуры и связей с другими объектами. О. опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.

Эффективность О. зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности – способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т.ч. практических), для получения новых знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 176-177)

Ч312.511

объяснение

 Объяснение

 ♦ Explication

Действие, заключающееся в указании причины или основания чего-либо. Из принципа основания и принципа каузальности следует, что любому факту, каким бы он ни был, имеется объяснение: необъяснимого не существует. Необходимо отметить, что подобное объяснение не несет в себе самом никакой нормативной оценки и не может употребляться в значении порицания или одобрения.

Наша способность объяснить то или иное заболевание не делает его менее серьезным и не отменяет его патологического характера. Наше умение объяснить нацизм не делает его менее гнусным и не отменяет всей тяжести его последствий.

Мне не раз приходилось читать о якобы необъяснимой природе репрессий нацистов против евреев, о том, что не стоит и пытаться понять ее, что любая попытка ее объяснить, впрочем тщетная, возможна лишь на пути отрицания присущей ей ужасающей неповторимости. Рассуждать так, значит соглашаться с иррационализмом нацизма, выступать за мрак и против Просвещения.

Кто сказал, что расизм не поддается объяснению? И что такого необъяснимого заключается в расизме, достигшем столь высокой степени фанатизма и ненависти, что он становится убийцей? Массовый расизм означает массовое преступление, вот и все. И чтобы с ним бороться, все-таки стоит попытаться его понять. Иногда говорят: понимание того или иного явления делает невозможным его осуждение.

Это глубокое заблуждение. Разве онкология утверждает, что рак – зло? Нет, но она помогает нам бороться с раком. Объяснение никогда не заменяет оценку, как оценка не способна заменить объяснение.

объяснение

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.