Как живут подростки в россии

Содержание

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Как живут подростки в россии

Артем Новиченков

Выпускник факультета журналистики МГУ; учитель литературы в школе № 2009; преподаватель НИУ ВШЭ; методист в проекте «Учитель для России»; ведущий курсов художественной критики в Домжуре; лектор культурной платформы «Синхронизация»

Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.

Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:

  • они ничего не хотят;
  • не читают, все время в телефоне;
  • мы в их возрасте о другом думали;
  • им, кроме развлечений, ничего не нужно;
  • не хотят работать, хотят, чтобы им все легко доставалось.

Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.

Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.

Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми.

Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей.

И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.

При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар.

Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось.

Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.

Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.

Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию.

Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников».

И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта

В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.

Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора.

Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал).

Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.

Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.

Подробности по теме

15 грехов современной школы

15 грехов современной школы

В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку.

А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой.

Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.

Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.

Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос.

Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога.

Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.

Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно

Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества.

Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится.

Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.

Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками.

Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее.

И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.

Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

О неосознанности взрослых

Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит.

А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права».

Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.

Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.

Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой.

Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время.

Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.

Подробности по теме

Сексизм, лицемерие, нелюбовь: что не так с преподаванием литературы в школе

Сексизм, лицемерие, нелюбовь: что не так с преподаванием литературы в школе

Мне остается только сочувствовать таким детям. Ну что ты будешь делать, когда в шестнадцать уже критически мыслишь, читаешь сложные книги и понимаешь что-то большое, а дома видишь утыкающихся в телевизор родителей с кучей комплексов и проблем, которые не замечают ни тебя, ни жизни? Может, уйдешь с головой в виртуальную реальность? Эскапизм в шестнадцать — что может быть грустнее.

Проблема неосознанности кажется следствием предыдущих двух — консервативности общества и коллективизма. Советская идеология высоко ценила уважение взрослых и не позволяла ставить этот догмат под сомнение.

Возраст в народном понимании приравнивается к опыту, а опыт — к обладанию истиной, которое, в свою очередь, дает власть, возможность для манипуляции — чем и занимаются многие взрослые и большая часть учителей.

О будущем

В моих глазах нынешние школьники — интереснее и глубже своих родителей.

В шестнадцать они читают битников, нон-фикшн и сложную классическую литературу вне программы, тогда как их родители в том же возрасте читали Жюля Верна и Конан Дойла.

Это не значит, что они лучше, они просто шире, ведь Конан Дойла они тоже читают. Многие из них уже подрабатывают и могут найти себе работу по увлечениям. У подавляющего большинства индивидуальный музыкальный вкус.

Когда я учился в школе, разговоры о политике казались нам скучными, и они просто-напросто отсутствовали в дискурсе. За десять лет ситуация кардинально изменилась. Это не хорошо и не плохо, это данность. И мне кажется, этот протест — не просто банальный юношеский максимализм.

Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок

Я учился в старшей школе в конце нулевых, во время расцвета «неформалов»: готы, эмо, кислотники, рокеры, скины и другие. Я сам носил широкие штаны и футболки на два размера больше, чтобы позлить завуча и математичку. Посмотрите на сегодняшних подростков. Они одеты… обычно. Их протест никак не выражается внешне.

Им не нужен протест ради протеста, им есть чем заняться — хотя бы в социальных сетях. Они просто хотят отстоять свое право на анонимность, на свободы, зафиксированные в конституции (кстати, многие школьники знакомы с этим документом), на объективность и откровенность, они хотят получать честные ответы на вопросы.

Мне кажется, они хотят не разрушать, они хотят защищать и созидать.

И я думаю, что подростки выходят на митинги не столько против власти, сколько за себя. Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Другой вопрос: кто поведет этот протестный импульс и в какую сторону.

В любом случае процесс сдерживания и насильственного закрепления традиций искусственен. Сегодня подростков учат смирению, но в итоге смириться придется тем, кто учит. И пусть их сколько угодно называют другими, в итоге все равно правда, какая бы она ни была, останется за ними, потому что именно они определят будущее.

Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/5132-svoboda-protest-osoznannost-kakimi-ideyami-zhivut-sovremennye-podrostki/

Сленг, клиповое мышление и гаджеты: как понять современного подростка

Как живут подростки в россии

Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих. 

Новый сленг современных подростков

«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи. 

Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.

Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно. 

Прогрессивность и толерантность

Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают. 

Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»). 

Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов. 

Клиповое мышление подростков

Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой. 

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация. 

За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.

Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье. 

Быстрый темп

Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи. 

Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды. 

Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.

По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.

Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно. 

Проблемы современных подростков

Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение. 

Сложности с общением в реальной жизни

Источник: unsplash.com / @mckaelalee

Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.

Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.

Решение 

Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком. 

Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:

  • устраивайте экскурсии и походы в музеи,
  • предложите записаться в новую секцию или приобрести курсы дополнительного образования, 
  • отправьте подростка в летнюю языковую школу или лагерь, 
  • вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью. 

Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.

Невнимательность

Источник: unsplash.com / @all_who_wander

Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. 

Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации.

Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала.

Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления. 

Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка. 

Потеря мотивации учиться

Источник: unsplash.com / @craftedbygc

Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно.

Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома.

Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда. 

Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться? 

Решение

Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает. 

Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы. 

«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →

Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.

Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию.

Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.

 

Резюме 

Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.

С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/centennial

Современный подросток

Как живут подростки в россии

Подростковый возраст (10-15 лет) – это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Современный подросток. Кто он? Чем он живёт? Что его волнует? Обеспокоенные родители часто обращаются в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района Солнцево с этими вопросами.

Подростки считают, что современный тинэйджер – это крутой сорванец, который «не тормозит» и «отрывается со вкусом». В школе он регулярно опаздывает на занятия, постоянно получает замечания учителей и, по возможности, старается обратить на себя внимание сверстников, например, остря и развлекая товарищей, вызывая всеобщий хохот. Прошла эпоха шашек, шахмат, нард.

На смену им пришли WaRcraft, Counter Strike, Fifa, Sims, которые заполняют всё свободное, а порой и предназначенное для учебы, время подростков.

Сегодняшний тинэйджер вряд ли пойдёт по своей инициативе в театр или музей, он скорее будет скачивать в Интернете картинки и мелодии для мобильного телефона, и по собственному желанию отправится разве только в кино на хорошо разрекламированный фильм.

Нет, современные подростки неплохие. Они всего лишь соответствуют времени, которое делает их такими, какие они есть. Общество оставляет их ничем не отягощенный разум на съедение коварному монстру – Масс-медиа, а проще – массовой культуре… Они плывут по течению, пока родители поглощены мыслью о добывании средств к существованию.

Чем интересуются родители школьника, когда они встречаются по вечерам? Какие у него оценки, сделал ли он уроки, что ел на обед. В большинстве случаев этим разговор и заканчивается.

И подросток, отделавшись от ежевечернего допроса, вновь погружается в виртуальный мир или отправляется бродить по улицам в компании таких же духовно неотягощенных «крутых перцев».

На смену книгам пришли глянцевые журналы различного качества. Теперь мальчики и девочки больше не хотят стать космонавтами или врачами, они мечтают попасть на «Фабрику звёзд», познакомиться с дежурной шоу-звездой. Потолок мечтаний у современных тинэйджеров не высок.

Мечты и те формируются по указке массовой культуры. В результате – приоритеты в большинстве одинаковы у всех, ценности, хотя и резко изменились в сравнении с недавним прошлым, но духовности современным подросткам не добавили, а даже уменьшили.

Знания, навыки, умения уже не рассматриваются подростками как богатство, как джокер в жизни. «Сила в деньгах, брат!»- эта фраза из фильма Сергея Бодрова сегодня стала почти афоризмом.

Поэтому и среди подростков наблюдается такая разобщённость: группировки, столкновения, выяснения отношений, а по существу проявления выдуманных амбиций.

Напрашивается злободневный вопрос: что делать, и как с этим быть? Для начала надо бы родителям обратить внимание на свои чада. Поинтересоваться, чем же они живут, чем занимаются? Необходимо больше разговаривать с детьми-подростками, при том обо всём. О том, что происходит в городе, стране, мире, о том, какая интересная книга Э.Войнич «Овод» или А.

Толстого «Пётр Первый», о том, кто такой Микаэль Теревердиев или Дмитрий Хворостовский. Если подростка не заставлять, а чутко направлять, подталкивать к прекрасному, к соприкосновению с неизведанным, нерекламируемым, а значит нетронутым, неисковерканным массовой культурой, то он вскоре сам начнёт тянуться к этому прекрасному.

Он почувствуют себя не таким, как все, поймёт, что он – индивидуальность.

Существует множество специальной литературы, направленной на помощь родителям, преподавателям в воспитании детей-подростков. Ведь возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости при детском еще сознании и поведении.

Именно поэтому у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

Всем нам в этом возрасте кажется, что привычный мир рушится, что выхода из ситуации нет, и важно понять, что с такими проблемами сталкивается любой среднестатистический тинэйджер, что можно найти понимание не только в среде себе подобных, но и среди взрослых.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии. Школьники охотно принимают участие в трудовой, общественной, художественной, спортивной и других видах деятельности. Любая деятельность в этот период осознаётся как необходимая не только обществу, но и лично подростку.

Воспитание личности ребёнка базируется на его возрастных особенностях. Подростковый или средний школьный возраст – это период полового созревания, когда все процессы в организме растущего человека активизируются, именно в этом возрастном периоде создаются условия для развития индивидуальных личностных качеств человека.

Родители же порой упускают этот момент из виду, и ребёнок вместе со своим развитием остаётся один на один, т.е. предоставляется самому себе. Когда же всё многообразие мира падает на его хрупкие плечи – он, не зная, что с этим делать, начинает пробовать всё подряд и, как губка, «впитывать».

Когда же родители спохватываются, перед ними предстаёт уже готовый «полуфабрикат» массовой культуры и пропаганды.

Хватаясь за головы, они кричат о том, какое у нас дурное общество, как оно плохо влияет на детей! Педагогически неграмотным родителям даже не приходит в голову, что будь они внимательнее к своим чадам, прочитай они хоть немного специальной литературы о воспитании, такого результата можно было бы избежать саморазвитии, в воспитании собственных детей.

Ведь пока мы не начнём максимально серьёзно относиться к воспитанию будущего поколения, современный подросток так и будет пропадать целыми днями где-нибудь на улице, в лучшем случае в компьютерном клубе, а время учебы в школе будет для него чем угодно, только не счастливым временем приобретения знаний и умений для предстоящей жизни.

Источник: https://solntsevo.mos.ru/kdn/item/sp.php

10 общих проблем, с которыми подростки сталкиваются сегодня

Как живут подростки в россии

  • Они страдают от негативного принятия своего образа тела.
  • Они стремятся принадлежать к поддерживающим и принимающим сообществам за пределами своей семьи.
  • Они испытывают стресс и трудности, расставляя приоритеты и управляя своим временем.
  • Они чувствуют большое давление со стороны сверстников, родителей и общества, в том чтобы соответствовать противоречивым ожиданиям.
  • Они подвержены риску психического и физического здоровья.
  • Им не хватает хороших наставников, образцов для подражания и героев.
  • У них возникает соблазн начать нездоровые привычки.
  • Они подвергаются насилию в интернете.
  • Они сталкиваются с издевательствами – онлайн и оффлайн.
  • Они могут участвовать в рискованной сексуальной активности.

Во время перехода от детства к взрослой жизни, когда их тела принимают новые формы и размеры, подростки изо всех сил пытаются смириться со своими телами и чувствовать себя комфортно в своей собственной коже.

  • Расстройства пищевого поведения (включая анорексию, булимию, переедание и т. д.) Обычно начинаются непосредственно перед и во время подросткового периода, и 95% людей с расстройствами пищевого поведения находятся в возрасте от 12 до 25 лет.
  • Расстройства пищевого поведения могут повлиять на здоровье, настроение, отношения и повседневную деятельность подростка.
  • Расстройства пищевого поведения поражают женщин больше, чем мужчин, но все больше молодых парней более склонны к так называемой мышечной дисморфии, где они становятся нездорово одержимыми ростом и большей мускулатурой.
  • Даже если неудовлетворенность своим телом не заставляет их чрезмерно тренироваться или заболевать, постоянное и всепроникающее чувство, что их тела “неправильны”, может иметь много длительных негативных последствий для их жизни.

Подростки чувствуют давление, чтобы соответствовать многим нездоровым ожиданиям относительно их тела, поведения и внешности. | Фото с сайта http://vsviti.com.ua

2. Неудовлетворенная потребность в общности и идентичности

Многие подростки пытаются найти место в обществе, хотят, чтобы их признали сверстники. Это одна из самых важных задач их жизни на данном этапе, и они сталкиваются с большим количеством беспокойства и неуверенности.

Когда подростки понимают, что они не вписываются и не принадлежат к какому-то важному для них месту, это может привести к ощущению изоляции, разобщенности и депрессии.

Телевизионные шоу, ориентированные на подростков, устанавливают для них нормы поведения такие как издевательства, ранний секс, агрессивное и жестокое поведение и нарушение правил. Или же вы крутые, только если вы владеете всеми брендами.

Чувство непринадлежности распространено и затрагивает все аспекты жизни подростка.

Подростки хотят чувствовать, что они принадлежат к сообществу, но многим подросткам трудно найти признание.

3.Стресс

Стресс возрастает в школе и по мере взросления возрастает количество дел, которые необходимо выполнить. Учёба, домашние дела, внеклассные мероприятия, занятия спортом…

На социальном фронте открывается новый заманчивый горизонт – знакомства, вечеринки и общение с друзьями. Между тем их постоянно отвлекают электронные СМИ.

Подросток, научившийся совмещать все эти ожидания, находится под большим стрессом.

Подросток неожиданно должен вести себя как взрослый. От него ожидается, что он будет самостоятельно управляться со своими делами, принимать правильные решения, а также управлять своими финансами.

Хотя большинство родителей жалуются на грязные спальни, неопрятные полки и шкафы, вонючие носки, недостающие вещи…

но подумайте, где взять на всё это время !? Подростки просто не успевают сделать все это, и давление делает их более склонными к беспокойству и депрессии.

4. Социальное давление

Часто родители живут через своих детей и ожидают, что их дети достигнут всего, чего они хотели, но не имели.

Ожидание, что подросток получит хорошие оценки, заведёт хороших друзей, преуспеет во внеклассных мероприятиях и будет вести себя хорошо, ответственно – это большое давление. К этому добавляется давление со стороны сверстников.

Чтобы быть принятыми среди сверстников и стать “популярными”, подростки чувствуют необходимость соответствовать определенным вкусам, поведению и внешнему виду.

Когда все окружающие подростка люди пытаются придать ему / ей другую форму, давление нарастает. Родители, учителя, старшие родственники, братья и сестры, друзья, одноклассники и социальные группы играют свою роль и тянут подростка в разные стороны.

Попытка соответствовать академическим и социальным ожиданиям наносит ущерб физическому и психическому здоровью подростков.

5. Вопросы психического и физического здоровья

Все это влияет на здоровье подростка:

  • Плохое питание. Пищевые привычки подростков бедны и не контролируются.
  • Недостаток сна. В попытке всё успеть сделать подросток жертвует сном. Им требуется около девяти часов сна, но в среднем подростки получают примерно семь часов. Это означает, что каждый день они испытывают дефицит сна.
  • Депрессия и беспокойство. Гормональные изменения, добавленные к хаосу и напряжению планирования, расстановке приоритетов, достижению и удовлетворению ожиданий, подвергают подростка значительному эмоциональному давлению. Это отражается на перепаде настроения, агрессии, депрессии, тревоге, а иногда даже полном расстройстве.

Психическое и физическое здоровье связаны между собой. Если ваш подросток физически не здоров, это повлияет на его психологию, и наоборот.

6. Отсутствие позитивных ролевых моделей и героев

Часто самые хулиганистые дети считаются самыми завидными и популярными. Средства массовой информации прославляют этих людей, а плохое поведение приветствуется в кино, спорте и музыке. Куда бы они ни пошли, наши дети питаются паршивыми образцами для подражания и впитывают развратные ценности тех “героев”, изображаемых в средствах массовой информации.

7. Наркотики и алкоголь

33,2% старшеклассников в России сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего месяца.

В 2017 году в старших классах средней школы 5,9% подростков в США ежедневно употребляли марихуану.

В 2017 году ежегодное исследование употребления наркотиков и алкоголя среди подростков показало, что почти 40% всех опрошенных 11-х классов употребляли какие-то запрещенные наркотики в прошлом году, а 55,7% употребляли алкоголь.

И алкоголь, и марихуана могут повредить развивающийся мозг подростка. Очень важно поговорить с ними, чтобы узнать, что происходит в их школе и в группе сверстников, выяснить, с чем они сталкиваются, и рассказать своему ребенку об опасностях.

8. Насилие на экране и нездоровыесоциальные сети

Ответственное использование , Instagram, , и других социальных платформ может быть отличным способом для подростков соединиться с миром, но при безответственном использовании появляются проблемы. Жестокие видеоигры способствуют агрессии и насилию.

Выход в интернет подвергает подростка к встрече с плохим характером других людей, нездоровыми изображениями, порно, насилию и др. Независимо от того, что вы делаете, нет способа полностью защитить их. Родители должны знать, что делают дети в Интернете, и учить их безопасному взаимодействию с Интернетом.

Чтобы узнать больше, прочитайте, Как сделать безопасным для ваших детей?

9. Запугивание

Приблизительно 30% подростков в России страдают от издевательств – либо в качестве жертвы, либо в качестве агрессора. Каждый третий студент говорит, что в школе издевались над ним, но теперь и онлайн-издевательства тоже происходят.

Многие не знают, что издевательства могут быть прямыми или косвенными, включая сплетни и распространение слухов.

Многие дети даже не знают, что такое киберзапугивание, или полностью не осознают потенциально разрушительный эффект их поведения в Интернете.

10. Рискованнаясексуальная активность

По данным Национального центра статистики здравоохранения, более половины подростков в России занимаются сексом к 18 годам. Хотя в последние годы отмечается снижение подростковой беременности, это не обязательно означает, что они пользуются защитой. : Ежегодно из 20 миллионов новых диагнозов ЗППП более половины страдают люди от 15 до 24 лет.

Несмотря на факты, большинство родителей не считают своих детей сексуально активными. Опять же, очень важно поговорить со своими детьми о сексе, даже если вы не думаете, что они им занимаются.

Помощь подросткам в решении проблем, с которыми они сталкиваются

Подростки сегодня вынуждены жить на очень поверхностном уровне, на краю общества, без какого-либо принятия и очень небольшого положительного подтверждения. Ожидается, что они узнают, как правильно жить из Интернета и телевидения, где уделяется мало внимания моральной ценности или личному совершенству.

В 2016 году уровень самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 24 лет составил 13,15%.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своим подросткам?

Нам нужен сдвиг в парадигме того, кто наши подростки, и более четкое представление о нашей роли как родителей.

  • Нам нужно искать способы помочь подросткам, улучшить наши родительские навыки, прекратить жаловаться и взять на себя ответственность за наших подростков прямо сейчас.
  • Мы не можем игнорировать наши родительские обязанности. Даже если они в подростковом возрасте, они все еще нуждаются в нас, так же, как и когда они были маленькими. Сотовые телефоны, компьютеры и другие гаджеты, с которыми они проводят время, не могут дать им необходимое воспитание.
  • Обеспечьте здоровую и полноценную еду всякий раз, когда вы ее упаковываете или кладете на стол.
  • Создайте линии связи, которые настолько сильны, что ваши дети всегда будут знать, что они для вас как союзники, а не враги. Общайтесь положительно.
  • Обсудите и установите правила для работы по дому, выполнения домашних заданий, знакомства, секса и употребления наркотиков и алкоголя. Продолжайте говорить обо всех этих проблемах.
  • Дайте им знать, что у вас не всегда есть ответы на все вопросы, и вы не всегда правы. Слушайте их мнения и предлагайте помощь, когда это необходимо.
  • Будьте достаточно умны, чтобы благодарить, ценить и любить их при любом удобном случае.
  • Убедитесь, что ваша политика помогает, а не вредит.
  • Будьте готовы выслушать их точку зрения. Ободряющее и поддерживающее отношение имеет большое значение.
  • Страх неудачи является одной из главных причин стресса, поэтому помогите им справиться со своей тревогой и повысить самооценку.
  • Обращайте внимание на признаки стресса, беспокойства, недостатка концентрации, плохих привычек питания, нарушения сна и резкого падения интереса к социальной деятельности и немедленно устраняйте их.
  • Если у вашего подростка есть признаки тревоги или депрессии, немедленно обратитесь за помощью.
  • Самое главное, дайте им знать, что вы о них заботитесь!

Желаем всем успехов!

Дети идут туда, где есть волнение. Они остаются там, где есть любовь”
Зиг Зиглар

Источник: https://zen.yandex.ru/media/usandchildren/10-obscih-problem-s-kotorymi-podrostki-stalkivaiutsia-segodnia-5cc91d12583aa800af535f13

Образ жизни современных российских подростков

Как живут подростки в россии

Образ жизни современных российских подростков – это всегда отдельная тема для обсуждения. Направления развития нынешнего мира трудно предугадать. В связи с этим также трудно предугадать направления и цели современного молодого поколения.

Влияние глобализации, информационных технологий и другие факторы делают из молодых россиян «бесформенную массу», которая не знает, чего она хочет от жизни, при этом только лишь потребляя блага цивилизации (телевидение, Интернет), но ничего при этом, не отдавая взамен.

Образ жизни современных российских подростков, в целом, схож с развитием современного информационного мира.

Чем занимаются современные российские подростки?

Подростки в России сейчас имеют большое количество пагубных привычек. Самая страшная из них…внимание…ни сигареты, ни алкоголь, и даже не наркотики, а социальные сети. Интернет правит современной молодёжью. Миллионы подростков сейчас сидят за своими компьютерами и, не понимая, зачем они это делают, продолжают сидеть и тупеть. Тупеть от статусов, «прикольных» граффити на стенах.

И мало, ведь, кто осознает из подростков, что что-то делая или отправляя статус в ленту новостей, они самостоятельно работают на контору создателей сайта. Говоря профессиональным языком, люди самостоятельно создают контент для людей (своих друзей).

Это тоже самое, если бы вы сами писали статьи на этот сайт. Но вы же этого не делаете. Это ведь так тяжело, что-то написать для кого-то. Однако, при этом все повально по вечерам пишут себе новенький статус, лишь только кто-то лайкнул (поставил сердечко).

Кстати, по поводу проблемы пагубного влияния социальных сетей на молодёжь, мы получили от нашего читателя Buj32 письмо с таким содержанием (приводится с разрешения автора):

«Дожили. Чем больше сердечек, тем я круче, популярнее. Чего уж, давайте, как в 90-е вкладыши копить и хвастаться, что у меня на 100 штук больше. Больше-меньше…Лицемерство. Социальная сеть – это одна сплошная цепь лицемерия и лжи.

 — Привет, как дела?  — Привет, всё супер!

Какой может быть «супер», если человек тратить свою молодость – самый счастливый период в своей жизни на общение с другом из соседнего подъезда посредством компьютера. И ладно бы только общение. Надо же статус обязательно поменять, а то уже 2 часа не менялся.

Блин, ребята, шли бы вы лучше поиграли, сходили бы в поход, тем более, сейчас лето».

C вышеприведённым отрывком из письма трудно не согласиться. Социальные сети перетягивают на себя слишком большое внимание современных российских подростков.

Проблемы современных российских подростков.

Как было уже написано выше, большая часть современной молодёжи представляет собой «бесформенную массу», которой очень легко управлять, т.к. она легко поддаётся дрессировке. Те же владельцы социальных сетей этим фактом прекрасно пользуются.

Однако что же является действительно причиной многих проблем молодёжи? Не только же Интернет, правильно? По нашему мнению, главной причиной такой «расхлябанности» в молодёжной среде является  огромное число возможностей, которые даёт ХХI век. Хочешь быть адвокатом – пожалуйста, врачом – без проблем, у тебя есть склонности к предпринимательству – пожалуйста, получай статус ИП (индивидуального предпринимателя) и вперёд, так сказать, предпринимай

От огромного количества возможностей просто голова идёт кругом. Причём, сегодня не обязательно быть человеком со связями, чтобы протолкнуться на вершину общества. Наоборот, многие сейчас поднялись «из грязи в князи», не имея за спиной высокопоставленных родственников.

Однако почему же современные российские подростки, как мы говорим, в большинстве своём – это «бесформенная масса»? Всё дело в том, что огромное количество возможностей как раз-таки  и делает из людей пассивных граждан, которые ничего не хотят добиться в жизни, а хотят лишь только потреблять блага цивилизации.

А всё от того, что в подростковые годы мало кто задумывается о том, кем он хочет стать лет через 10. Соответственно, нет цели в жизни, вот все и топчутся «у своего огорода», а, точнее, в своём родном городе. И ведь никто вам не поможет сделать правильный выбор из этого обилия возможностей: ни родителя, ни учителя, не знакомые.

Всё решаете только вы. А решать, планировать свою будущую жизнь из подростков умеют лишь немногие. Вот мы и имеем «бесформенную массу» — как самую главную проблему современных российских подростков.

Что же делать?

Если вы представитель молодёжи (а этот сайт, в принципе, и рассчитан для молодых людей, поэтому, скорее всего вы он и есть), и вы чувствуете, что не вы управляете своей жизнью, а она управляет вами, что вы, скорее всего, принадлежите к той самой «бесформенной массе», тогда мы вам предлагаем пути выхода из этого «болота».

Итак, вашим первым шагом будет постановка цели. Это не так трудно, как многим кажется.

Просто честно спросите себя – «Чего я хочу от этой жизни?», а лучше «Что я действительно хорошо умею делать?» Второй вопрос более правильный, т.к. в нём вы делаете акцент на своих способностях.

Согласитесь, проще добиться успеха в жизни, имея спортивные навыки в спорте, чем имея спортивные навыки в металлургии, к примеру.

Однако постановка любой цели является пустой тратой времени, если вы не будете делать движения, чтобы выбраться «из болота». Проще всего осуществлять задуманное, имея план. Запомните, план это основа любых действий. План – это последовательность шагов, которые вы будете делать, чтобы достичь цели. Короче говоря, набросайте себе хотя бы примерный план действий.

Например, ваша цель – стать бизнесменом. Делаем план. Перво-наперво, вам нужно поступить в ВУЗ. Чтобы поступить в ВУЗ, нужно хорошо учиться в школе (или ходить к репетитору перед экзаменами).

После поступления вам нужно также продолжать хорошо учиться, много читать, много выступать с научными докладами, принимать участие в бизнес-играх, короче проявлять активную жизненную позицию. Затем вы пойдёте работать, чтобы получить первоначальный капитал для открытия своего дела.

Проработав пару лет, вы накопите необходимую сумму денег для начала своего бизнеса.

Через 2-3 года, после начала предпринимательской деятельности вы встанете на ноги. Ура, вы стали успешным бизнесменом! Поздравляем вас!

Итак, наш план выглядит следующим образом:

План «Хочу быть успешным бизнесменом»

1. Хорошая учёба в школе.

2. Хорошая учёба в университете:

  ) чтение книг;

  ) участие в бизнес-играх, конкурсах.

3. Устройство на работу, чтобы заработать первоначальный капитал.

4. Открытие бизнеса (напряжённая работа в течение 2-х лет).

5. Достижение цели: вы – успешный бизнесмен!

Это самое общее представление плана. На самом деле каждый этап плана должен быть расписан более подробно.

Тяжело, скажите вы? А как вы хотели, «болото», ведь тоже сильно засасывает. Если вы будете действительно преданы своей цели, тогда осуществить задуманное вам предстоит чуть ли не в 2 раза быстрее. Живите своей целью, работайте в поте лица для её достижения, и тогда вы станете успешным человеком.

Кстати, не стоит неукоснительно придерживаться плана. Обстоятельства меняются очень быстро, поэтому всегда старайтесь адаптировать собственный план к нынешним реалиям. Однако всегда ориентируйтесь на поставленную вами цель.

Если вы видите свет в конце туннеля, значит, вы обязательно выберетесь из «болота бесформенной массы» и станете счастливым человеком.

Вывод: Образ жизни современных российский подростков подвержен манипуляции со стороны окружающего мира. Сейчас большинство молодых людей «сидят на крючке» у владельцев социальных сетей. Поэтому, большинство молодёжи – это «бесформенная масса», «болото».

Если вы хотите выбраться из этого «болота», вам предстоит в самом начале вашего жизненного пути поставить перед собой цель. Затем нужно прописать (именно прописать на бумаге, а не в уме), план, т.е.

порядок действий для достижения поставленной цели. План должен быть гибким, ибо обстоятельства внешнего окружения меняются с огромной скоростью.

Однако, как бы вы не меняли план, он всегда должен оставаться инструментом для достижения вашей цели.

Меняйте ваш образ жизни, если вы чувствуете, что сегодня вы не находите там, где бы хотели находиться в данную минуту. Если вы это сделаете, тогда вы выберитесь из «болота» и будете успешным человеком.

Удачного вам летнего отдыха, с уважением, команда сайта советстуденту.рф

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. курс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/vne-uchyoby/obraz-zhizni-sovremennyx-rossijskix-podrostkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.