Использование служебного положения в личных целях ответственность

Содержание

Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Законодательство

Установленные положенияОснование
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией.Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»
Случай возникновения конфликта интересов – ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организацийЧасть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
В данной ситуации гражданский служащий нарушает:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,- требования к служебному поведению,- осуществление деятельности в рамках компетенцииПункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Кодекс этики и служебного поведения
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственностьСтатья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственностьСтатья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий)Должностное лицо наказывается:- штрафом,- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,- принудительными работами,- арестом,- лишением свободы.
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
1. Налагаются взыскания:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службыПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащемуПункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащийЧасть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г.

Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:

– принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,

– использование служебной информации в личных целях,

– действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,

– использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.

При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:

Порядок действий
ПоследовательностьМероприятияОснование
1.Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации)Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
2.Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащегоПункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
3.Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
4.Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно.Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
5.Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней.Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
6.По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями:- об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы,- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений:Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы:Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.1.1.Наложить взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.2.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.1.3.Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.Представить материалы проверки в соответствующуюкомиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета).Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
7.2.1.Подготовка к заседанию проводится в соответствии:- с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии,– с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума СоветаУказ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМУказ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
По итогам рассмотрения вопросов:
7.2.2.Комиссия принимает соответствующее решение:- установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов,- установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности:1. Взыскание:- замечание,- выговор,- предупреждение о неполном должностном соответствии.2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии.Принятое решение является рекомендательным.Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности.Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗПункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
7.2.3.Президиум Совета принимает соответствующее решение:- установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению,- установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы.Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета.Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета.Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ
8.При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией.Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.

Источник: https://uvao.mos.ru/combating-corruption/methodical-materials/situation-2-abuse-of-official-position-and-authority/

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (действующая редакция)

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 285 УК РФ

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1.

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. – Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 80-АПУ17-3, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Признавая его виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, суд не учел, что он договорился с С о встрече у дома С и прибыл на эту встречу, однако встреча не состоялась, так как С на месте не было и его вызвали на место происшествия…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-625, Апелляционная коллегия, апелляция Кирееву П.А. предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ, пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 2 статьи 228, частью 3 статьи 285 УК РФ, частью 3 статьи 285, частью 5 статьи 33, частью 3 статьи 285, частью 3 статьи 285, частью 2 статьи 228, частью 3 статьи 285 УК РФ, по которым он был допрошен в качестве обвиняемого…
  • Решение Верховного суда: Определение N 75-УД16-3, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация По приговору Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 ноября 2015 г. Собинский В Г несудимый, осужден: – по ч.2 ст. 285 УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ к лишению свободы сроком на 2 года; – по ч.2 ст. 286 УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) к лишению свободы сроком на 1 год. На основании ч.З ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно Собинскому В.Г. назначено лишение свободы сроком на 2 года 6 месяцев…

Источник: https://www.zakonrf.info/uk/285/

Характеристики злоупотребления должностными полномочиями

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Чтобы установить факт злоупотребления служебным положением, необходимо определить наличие мотива и умысла в действиях должностного лица. Подобное деяние отличает специфический состав преступления, для определения которого необходимо установить все обстоятельства произошедшего.

Если госслужащий наделенный властью использует её в своих корыстных целях, подобное деяние будет определено как злоупотребление служебным положением. Преступление имеет несколько форм, в зависимости от должности правонарушителя.

Действующая статья УК № 285 включает в себя три части и предусматривает возможность наказания в виде реального заключения под стражу на срок до 10 лет.

Для доказательства факта злоупотребления должностными полномочиями необходимо наличие определенных условий, в случае их отсутствия подобное деяние будет квалифицировано как дисциплинарное правонарушение, что влечет за собой существенно более мягкое наказание. 

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ.

Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями.

из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния.  Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка.  Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Для бездействия характерно прямое игнорирование установленных должностных обязанностей. Состав данного вида преступного деяния относится к категории материальных, что предусматривает неизбежное наступление негативных для пострадавшей стороны последствий.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Самым близким по характеристикам преступлением является превышение должностных полномочий. Оно имеет схожий со злоупотреблением состав, но при этом имеет целый ряд отличительных особенностей.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть.  Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285,  указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть.  Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера.

  Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести.

Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Возможная ответственность

УК РФ использование служебного положения относит к категории социальных. Мера наказания будет определяться исходя из того, под какую часть статьи 285 попадает совершенное преступление. Для простого преступления, которое соответствует первой части статьи 285, возможны следующие меры наказания:

  • Денежные взыскания со злоумышленника в объеме не более 80 000 рублей. В качестве альтернативы штрафным санкциям с обвиняемого может быть удержана сумма, равная его доходу, полученному в течение шести месяцев, предшествующих преступлению.
  • Увольнение с работы и наложение запрета на возможность занимать установленные судом должности на протяжении пяти лет.
  • Привлечение к принудительным работам, срок которых может составлять 4 года.
  • Арест чиновника на срок до шести месяцев.
  • в исправительном учреждении на протяжении не более четырех лет.

Вторая часть предусматривает более суровые наказания, при выявлении использования служебного положения в целях личного обогащения:

  • Максимальный размер денежного взыскания возрастает до суммы 300 000 рублей или взыскивается общая сумма дохода, полученная преступником в течение двух лет.
  • Пять лет трудовой деятельности принудительного характера. В качестве дополнительных санкций накладывается запрет на осуществление определенных видов деятельности в течение следующих пяти лет.
  • Период, на который злоумышленника могут лишать свободы достигает семи лет, с дополнительным наказанием, указанным выше на срок 3 года.

Третья часть статьи 285 предусматривает самое суровое наказание. 10 лет заключения в колонии и наложение запрета занимать установленные судом должности на протяжении трех лет.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению.

Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах.

Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/xarakteristiki-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Использование служебного положения: законодательные акты, ответственность и советы юристов

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно. Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ.

Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.

Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.

Тесная связь

Как бы ни рассматривали вопросы, связанные с деятельностью высоких чинов, которые совершают разной степени должностные нарушения, направленные на ущемление чьих-то гражданских прав и свобод, в судебной практике разновидности преступных деяний высокопоставленных лиц часто пересекаются. Правоведение разделило неправомерные действия на виды, когда должностные лица:

  • злоупотребляют своей должностью;
  • превышают полномочия, исполняя обязанности;
  • деяние квалифицируют, как использование служебного положения.

Сложность трактовки заключена в большой вариации разных случаев на практике, которые трудно рассудить и подвести под подсудность правильную статью. Если со злоупотреблением и превышением полномочий имеется целый ряд законодательных актов в УК – 286, 285, 201, то использование служебного положения как бы подразумевается, так как имеет тонкую грань с каждой неправомерной деятельностью.

В каждом случае имеются юридические элементы:

  • субъекта;
  • объекта;
  • сторон субъективных и объективных.

Для квалификации и признания действия преступным необходим доказанный факт о корыстных намерениях.

Характерные особенности

Использование должностными лицами своего служебного положения рассматривают со стороны действий и бездействий, учитывая их компетенцию и обязанности.

Более широкая трактовка раскрывает понятие как процесс совершаемый:

  1. В рамках должностных полномочий.
  2. Не связанный с работой, но под влиянием авторитета и связей.
  3. За границами служебных обязанностей.

Последний 3 пункт, характеризующий использование лицом своего служебного положения означает, что при выполнении мероприятий были превышены установленные нормативами и должностными инструкциями полномочия конкретным лицом.

Примером послужит действия коменданта общежития, когда он, не имея на то полномочий, вдруг войдет в комнату жильцов и начнет:

  • проводить обыск в помещении;
  • осматривать вещи;
  • изымать имущество.

В данном случае присутствует факт незаконного использования служебного положения с отсутствием у коменданта на то прав.

Законодательное определение

Существует другая позиция правоведов, которые не рассматривают выполнение конкретных действий чиновниками как преступные, даже если превышены их полномочия. Дело в том, что это прерогатива уголовных законов. Нельзя применять аналогичные положения даже в расширительном толковании явления. Запретительные меры определены принципом законности УК РФ в ч. 2 ст. 3.

Не стоит исключать прошлый опыт судебной практики, когда ВС СССР на Пленуме в 1990 году разъяснял понятия. Если отделяют юридические элементы – злоупотребления от превышений фикций властью, в суде должны учитывать их отличительные признаки:

  • первый случай – незаконное использование прав и полномочий должностными лицами, пренебрежение к служебным интересам;
  • когда происходит использование служебного положения в личных или любых противоправных намерениях, совершаются поступки, которые не входят в компетенцию чиновника или могут происходить, но при других обстоятельствах, утвержденных законами, подзаконными актам.

Здесь предусмотрены также события, которые никому в независимости от обстоятельств не дано права совершать.

В уголовном праве нет отдельных нормативов с ответственностью для лиц, превышающих свои полномочия при выполнении обязанностей или во время управленческих функций, так как это частные случаи. Отсутствие специальных законодательных норм позволяет привлекать к ответственности за проступки данного направления по нормативам, предусмотренным в общем характере по статье 201 УК РФ.

Вид преступления

УК РФ свою статью 159 в части 3 посвятил ответственности за преступное деяние с особой квалификацией по признакам мошенничества с использованием служебного положения.

В результате подобных противоправных действий происходит изъятие денежных или материальных средств обманным путем одним лицом в пользу другого.

В судах принимаются доказательства по фактам получения выгоды лицами из-за наличия у них:

  • должностного статуса, которые принадлежат к представителям органов власти, при выполнении ими обязанностей в государственном или муниципальном заведении, организации, силовом, воинском формировании;
  • работы в государственном или муниципальном учреждении;
  • руководящей должности в совете директоров негосударственного предприятия или в выполнении организационно-распорядительных, административных, хозяйственных функций.

Действующие лица и исполнители

Совершить мошенничество с использованием служебного положения может:

  • простой служащий;
  • руководитель крупного концерна;
  • работник частного предприятия.

Подобных преступлений аналитиками учтено много. К примеру, начальник коммерческого предприятия оформляет кредит, в залог отдает недвижимость фирмы, но сам не думает возвращать банку деньги.

Или бригадир строительной бригады получает зарплату за всю группу по договору и доверенностям. Он уверяет, что рабочие не должны прерывать производственные процессы для посещения кассы, а сам исчезает, не рассчитавшись с работниками.

Случаи показывают факт использования служебного положения в целях собственной преступной наживы.

От чего зависит мера ответственности

Проступки совершаются одним исполнителем или преступным сговором из нескольких участников.

Если только один фигурант имеет должностное положение, которым воспользовался, по статье 159 будет осужден только он, к остальным применена норма в соответствии с тяжестью совершенных действий.

Считается использование служебного положения УК РФ с крупными размерами хищения начиная с ущерба, нанесенного в размере 250 000 рублей.

Если в мошенническое дело включено несколько случаев, они будут объединены при условии:

  • использован один способ;
  • присутствует единый умысел;
  • квалификацию крупного хищения определят при сумме, превышающей 250 000 рублей.

Санкционные меры

За подобные нарушения положены наказания:

  • штрафные санкции от 100 000 до 500 000 рублей;
  • удержание из зарплаты, другого дохода за год или 3 года;
  • работы принудительного характера с лишением свободы на 2 года;
  • штраф 80 000 рублей с нахождением в исправительном учреждении до 6 лет;
  • заключение на срок до 1,5 года с денежными санкциями в размере полугодового заработка.

Законодатель серьезно приступил к корректировке настоящих законов и разработке новых законопроектов, предупреждающих мошеннические действия, где присутствует использование служебного положения УК.

Отягчающее обстоятельство

Под любым составом преступления следует понимать обязательные объективные и субъективные признаки. Совокупность этих элементов позволяет определить по УК РФ один из видов преступления или квалифицировать его. Когда указывают, что неправомерное деяние совершено с использованием должности, это отягчающее обстоятельство и признак, входящий в состав преступления.

Без объективных и объективных признаков в действиях должностного лица, привлечь его к ответственности нельзя. Если чиновник, наделенный властными полномочиями, неподобающе исполняет свои обязанности, в его работе присутствует использование служебного положения в личных целях – все эти критерии из правоприменительных актов.

Когда руководитель использует свою власть, дает распоряжение персоналу выполнить производственные мероприятия, предупреждающие вредные последствия и другие действия невозможно было применить – это не преступление, а крайняя необходимость.

В законодательных нормах указано, неправомерное использование руководящего положения выражается в разных формах:

  • нарушается финансовая дисциплина;
  • используются целевые денежные средства не по назначению;
  • предоставляются фальсифицированные данные ревизионным, фискальным органам;
  • отпускаются или сбываются товарные и материальные ценности по сниженной цене;
  • в аренду отдаются помещения, оборудование, транспортные средства, имущество по заниженной оплате;
  • договора заключают по невыгодным условиям, ухудшающим финансовое положение организации;
  • скрываются хищения и недостачи;
  • без оснований передают имущество физическим или юридическим лицам;
  • извлекают прибыль от чужой собственности;
  • в личных целях используют труд, ТС, механизмы, недвижимость, не оплачивая;
  • не возмещают стоимость за выполненные работы, услуги.

УК РФ предусматривает ответственность, если руководители предприятий, высокопоставленные чины использовали свое положение из корыстных побуждений или других личных интересов.

Преступный состав

Неправомерное использование чиновником власти, которая ему положена по закону, назначением или избранием для собственных благ входит в состав преступления. В УК РФ из статей 201-204 видно, что под действие данных правовых актов попадают незаконные намерения сотрудников предприятий разного статуса.

Злоупотребляют, превышают полномочия, совершают коммерческие подкупы разные структуры, поэтому они стоят под строгим контролем законодательной и исполнительной власти. Служебные интересы не трактуются в рамках одного ведомства. Они должны быть в сочетании, но не в противостоянии государственным интересам.

Жалоба жительницы

Приведем пример из жизни. В отдел юридической консультации пришла жительница города К. за помощью. У нее произошел спор с девушкой, служащей МВД.

Решив воспользоваться своим должностным положением и доступом к некоторым базам, по номеру телефона нашла данные обо всех членах семьи своей противницы. Этого было недостаточно.

Она стала угрожать разглашением личной переписки и конфиденциальных данных.

Ответ юриста

Московский юрист ей ответил, какие признаки преступления из действий полицейского, который использовал служебное положение, он обнаружил:

  • незаконный сбор сведений о частном лице – ст. 137 ч. 2;
  • нарушена тайна личной переписки – ст. 138 ч. 2;
  • совершено неправомерное вмешательство в компьютерную информацию, при условии, что был взлом серверов и копирование данных – ст. 272 ч. 3;
  • должностное лицо использует свои полномочия в ущерб служебных интересов, если имеется корыстная или личная заинтересованность – ст. 285 ч. 1.

Действия полицейского однозначно преступны, но виновность может определить только суд.

Перечисленные статьи указывают на преступление средней тяжести с максимальным наказанием до 4 лет лишения свободы.

Для реализации своих планов в прекращении посягательств на частную жизнь, шантажа, нужно обратиться в УСБ по месту жительства с заявлением. Инициировать разбирательство может прокуратура по жалобе.

Рекомендации предпринимателя

Когда создано предприятие, руководитель принимает его как инструмент для достижения производственных целей. Обыватели думают, как плохо, когда используют руководящую должность для получения каких-то благ. Положение, которое предоставляется директору компании, – это своеобразный инструмент схожий с оборудованием, компьютером. Никому не придет в голову, что работать с ними преступно.

Недопустимо использовать чин, чтобы:

  • заставлять людей поступать в ущерб собственных интересов;
  • насильственно домогаться.

Достигать своих целей всегда хорошо, когда действия происходят без помех для окружающих. Полезными будут книги, инструкции, разработки технологических процессов с использованием чужого передового опыта, если изданное не затрагивает коммерческих тайн, не порочит репутацию фирмы.

Добиваться положительных результатов, роста производительности никому не запрещено законными приемами, без насилия – морального и материального.

Источник: https://FB.ru/article/466915/ispolzovanie-slujebnogo-polojeniya-zakonodatelnyie-aktyi-otvetstvennost-i-sovetyi-yuristov

Использование служебного положения в личных целях: понятие, категории, ответственность

Использование служебного положения в личных целях ответственность

Когда чиновник использует власть, которой он наделен, в личных целях, то это является составом преступления. УК РФ квалифицирует это как злоупотребление служебным положением. Рассматриваемая разновидность противоправных деяний прописана не только в правоприменительных актах России, Украины и других стран.

Что является злоупотреблением служебным положением

Следует отметить, что служебное положение неразрывно связано с полномочиями. Должностное лицо, которое занимает пост, получает за счет этого определенное положение, в это же время он наделяется рядом обязанностей, относящихся к полномочиям.

В статье 285 Уголовного кодекса содержится определение рассматриваемого преступления. Под злоупотреблением понимается выраженное в активной / пассивной форме деяние, совершаемое лицом, занимающим должность в госорганах. Диспозиция указывает на то, что целью является личная заинтересованность, чем может быть корысть.

Результатом совершения преступления является нарушение прав людей, организаций. В этом случае обязательно должен быть в наличии признак существенности, который является оценочным. Последствия могут носить тяжкий характер.

Следует разграничивать злоупотребление и превышение должностных полномочий. Основное различие ─ превышение может быть выражено только действием.

Состав преступления

Расследование дела предполагает четкое обозначение составных частей деяния, это нужно для того, чтобы правильно квалифицировать действие и привлечь к ответственности. Категория преступлений обладает двумя объектами, один относится к основному, второй – к дополнительному. Основным является интерес службы, дополняет его права организаций и людей.

К объективной стороне относят:

  1. Действие, выраженное в том, что чиновник использует свои полномочия против служебных интересов. Оно причиняет вред организации, где лицо выполняет обязанности.

  2. Последствия, выраженные в нарушении прав людей и предприятий.

  3. Причинная связь, которая должна образоваться между первым и вторым пунктом.

Чиновник наделен определенной компетенцией, которая отражена в законодательных актах, иных бумагах (к примеру, должностные инструкции, трудовой договор и прочее). Злоупотребить можно только теми полномочиями, которыми лицо наделено.

Использование в личных целях компетенции выражается в форме действия либо бездействия. В первом случае это может быть:

  • деятельность в рамках полномочий;
  • действия совершаются, но нарушается порядок, который установлен для их выполнения;
  • деятельность вопреки служебным интересам.

К бездействиям относят невыполнение действий, входящих в ряд полномочий. Состав относится к материальным, что требует обязательного наступления последствий. Деяние будет считаться оконченным тогда, когда произошло существенное нарушение прав.

Это признак оценочный. Устанавливается он исходя из обстоятельств дела. Следователь принимает во внимание, сколько человек выступает в качестве потерпевших, какой вид и размер вреда им причинен.

А также имеет значение, нарушались ли права, которые установлены Конституцией.

Важно! При отсутствии рассматриваемых последствий не может быть состава преступления, покушение на использование полномочий в личных целях не существует.

Воспользоваться своим положением чиновник может только с наличием умысла. Это говорит о том, что он понимает, какие последствия могут наступить и желает их наступления либо ему безразлично. И также предусматривается, что пользоваться компетенцией в преступных целях можно при наличии мотива. Состоит он в личной заинтересованности, чем может быть корысть.

Пользование полномочиями в рассматриваемом случае осуществляется лицом, достигшим возраста, с которого может быть привлечено к уголовной ответственности, а также занимает должность в государственном органе. Превышение сходно по составу, однако имеет свои особенные черты. Когда речь идет о взятке, то стоит оговориться, что это преступление предусматривается отдельной статьей уголовного законодательства.

Категории

Категории рассматриваемого преступления прописаны в Уголовном кодексе. Подразделение происходит в соответствии с частями статьи, в которой отражено деяние. Простой состав всегда указывается в первой части, последующие содержат квалифицирующие признаки. В статье 285 УК 3 части. Соответственно, в первой части имеется указание на простой состав.

Часть вторая наделена квалифицирующим признаком, который связан с занимаемой должностью. Сюда относятся чиновники, которые осуществляют деятельность в муниципальных и государственных органах.

Часть третья указывает на то, что последствия, наступившие в результате преступления, носят тяжкий характер. В этом случае нужно доказать, что у лица имелся умысел на причинение именно такой категории последствий.

При недоказанности этого признака, возможна квалификация деяния как халатность, которое относится к категории неосторожных.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание за злоупотребление полномочий также зависит от того, по какой части статьи будет проведена квалификация. Простой состав наказывается так:

  • штраф, размер которого равен до 80 тысяч рублей (либо может быть установлено, что с виновного удерживается сумма его дохода за последние полгода);
  • лишение занимать определенную должность или осуществлять деятельность на протяжении пяти лет;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до четырех лет.

Деяния, отраженные в части второй, наказываются:

  • штраф, равный до 300 тысяч рублей (либо доход за период до двух лет);
  • принудительные работы до пяти лет и лишение права на занятие должности или деятельностью до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет и указанным выше правом на три года.

Самое суровое наказание предусмотрено частью третьей – лишение свободы до десяти лет и правом на занятие деятельностью или должности на три года.

Источник: https://ypravo.com/zloupotreblenie-polnomochiyami/sluzhebnym-polozheniem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.