16 лет подросток

Содержание

Психология подростков 16 лет: советы воспитания мальчика или девочки 16 лет

16 лет подросток

Наталья Визер

Психология подросткового возраста имеет много особенностей. Это несомненно сложный и важный период для детей и их родителей. Как понять ребенка, быть в хороших отношениях и поддерживать его?

Мы постараемся помочь вам найти ответы на эти и другие вопросы.

В большинстве случаев, подростки 16 лет умеют рассуждать по-взрослому, спорить, аргументируя свою точку зрения, строить логические цепочки, предугадывать возможный ход событий и т.д. У него сформировано мировоззрение и нормы поведения, однако он еще ищет себя и очень наивен.

Поведение шестнадцатилетнего подростка, его отношения с близкими и друзьями тесно связаны с тем, как он провел предыдущие годы жизни

Он может быть спокойным и вести себя как полноценный, но неопытный взрослый. Или бунтовать, уходить из дома, попадать в сомнительные компании и т.п. Одна из основных причин таких действий – то, что ребенок не нашел понимание и утешение в семье. Также причиной может быть и поиск себя.

Финансы несомненно нужны. Однако, при первой же просьбе давать деньги не стоит. У него может быть определенная сумма на карманные расходы, этого достаточно. Так он научиться правильно распределять деньги и знать им цену.

А заниматься развитием финансовой грамотности, если вы не сделали этого раньше – обязательно. Это удобно и интересно делать на практических курсах по финансам. Вы можете вместе с выбрать интересную ему стажировку или подработку, поближе познакомить сына или дочь с вашей работой.

Имея свои заработанные деньги в кармане, он будет чувствовать себя увереннее и самостоятельнее, увидит собственные возможности
БольшеМеньше
ПравОбязанностейСамостоятельностиСтрогостиКонтроля

Одна из идей воспитания человека, суть которого состоит в том, что чем старше ребенок, тем

Это постепенный процесс превращения ребенка в полноценного самостоятельного человека.

Сейчас он уже имеет много прав и обязанностей. Его не сильно контролируют, он умеет принимать решения. Появляется чувство ответственности, что хорошо готовит тинэйджера к взрослой жизни.

Говорить о половом созревании в 16, возможно уже поздно, но все же стоит открыто и подробно обсуждать вопросы полового воспитания, контрацепции, об уважении к своему телу, узнавать о мнении школьника по этим вопросам.

  1. Аргументируйте и объясняйте подробно свое мировоззрение, но не навязывайте.
  2. Расскажите об ИППП (Инфекции, передаваемые половым путем). Лучше если об ИППП не только расскажете, но и покажете наглядные примеры.
  3. Дайте понять, что вы готовы отвечать на вопросы.
  4. Покажите негативные последствия необдуманных действий.
  5. Будьте доступны и открыты
  6. Дайте четко понять ваше мировоззрение. Иначе он может легко поддаться любому давлению. А почему бы и нет?

Будет хорошо, если вы найдете подходящую книгу, отражающую ваше мнение и хорошо все объясняющую. Изучите её вместе или дайте на самостоятельное прочтение, а позже обсудите.

Строгость в воспитании дочери

Не стоит держать её в сильной строгости – нужно говорить, объяснять и быть в курсе жизни

Не стоит отталкивать друзей, какого бы пола они не были – нужно слушать и помогать делать выбор

Если хотите узнать поближе друзей ребенка, то пригласите их на совместный просмотр фильма или чаепитие

Не плачь ТЫЖМУЖИК или «Мужики не плачут»
Это один из способов воспитать жестокого, бесчувственного и при этом несчастливого человека. Мальчику важно понимать и уметь проявлять свои чувства. Так он будет только сильнее и лучше. Ему нужна поддержка, помощь и родительская теплота не меньше, чем девочке.

Если у вас 2 ребенка
Никогда не принимайте одну из сторон. Вы можете позже обсудить ошибки, но конфликты дети должны решать сами. Защищая кого-то, говоря: «Он меньше» или «Она девочка» и т.п., вы только усилите ненависть друг к другу и чувство конкуренции.

  • Самоопределение. Поиск себя. Выбор профессии и будущего в целом.
  • Экзамены и давление со стороны учителей.
  • Давление со стороны семьи и друзей.
  • Любовь, возможно невзаимная
  • Буллинг или кибербуллинг.
  • Комплексы. Неуверенность в себе

Как помочь подростку?

Будьте рядом.

Советуйте, но не читайте нотации.

Обратите внимание на интересы ребенка. Помогите ему раскрыть себя, увидеть свои сильные стороны.

Слушаете, сочувствуйте и разрешите выговориться, если он в этом нуждается. Найдите его язык любви и используйте часто (это могут быть слова, прикосновения(объятия), время, подарки, помощь).

Любите и показывайте свою любовь.

Научите ребенка говорить: «Нет». Уважайте это

Помогайте решать проблемы. Если у ребенка лишний вес, то скрывать это нельзя. Вместе не ешьте сладкое и после шести, занимайтесь спортом, это поможет ему стать стройнее, сильно укрепит ваши отношения с ним. При необходимости обратитесь к диетологу.

Верьте в него – подросткам очень важно чувствовать в беспрекословную любовь и поддержку родителей.

Расскажи о твоих отношениях с родителями и о том, счастлив лит ты .

«Мой отец – это тот, с кем можно посоветоваться. Он мой наставник. А мама – та, с кем весело и можно посмеяться. «Я чувствую себя счастливым»

«У меня очень хорошие отношения с родителями. Мама –моя подруга, но мне не нравиться, что иногда ведет себя как подросток» . «Я чувствую себя счастливой.»

«У меня не очень хорошие отношение с родителями, но я благодарна маме за то, что она меня слушает, пытается понять, поддерживает (или пытается, по крайней мере) и проводит со мной время». «Я чувствую себя отчасти счастливой»

«Родители не желают слушать меня! Мое мнение для них, к сожалению, ничего не значит. Может быть они и бывают правы, но знаете, когда они что-то запрещают, я очень хочу это сделать, доказать, что я хоть на что-то способна, я чего-то стою. Жду, когда съеду от них». «Я не могу сказать, что счастлива»

«Отца я видел последний раз в семь лет. И я его ненавижу. Я так боюсь быть похожим на него. Из-за этого, я ненавижу и себя. Я невольно обижаю свою мать, хотя люблю ее. Она всегда приказывает и очень редко хвалит меня. И это огорчает. Очень часто мне кажется, что я хуже всех. Что я ничтожный»

Скажи своё мнение о мате и о вредных привычках

«Не люблю материться. И сама мат в лексике употребляю редко. Часто мат отталкивает. С пониманием отношусь ко всем. Для меня алкоголики, наркоманы, это люди, которые в попытках заглушить боль, стали рабами. Люди, скованные цепями зависимости. А я не хочу зависеть от чего-либо»

Дай советы своим родителям или всем родителям подростков

Любите своих детей, искренне. Слушаете их.

Мы нуждаемся в вашем совете, но нам нужна свобода.

«Очень хотелось бы что бы родители воспринимали меня как взрослого, слушали и учитывали мое мнение, а не относились как к собаке, которой говорят «сидеть» и он сразу сядет. Тогда я, скорее всего, была бы более послушной»

Родители, говорите приятные слова своим детям и любите их. Постарайтесь быть более внимательным. Прощайте их. Они вас любят

15 советов от психологов для родителей шестнадцатилетних подростков

  1. Наставляйте, вместо того чтобы читать нотации. Постарайтесь слушать и искренне понимать ребенка, а после давать советы.
  2. Показывайте пример на себе. Нельзя требовать от тинэйджера то, что вы и сами не делайте
  3. Покажите реальные примеры из жизни. О сексуальной жизни, курении, алкоголе, о наркотиках или т.п.

    Важно увидеть негативные последствия, и чем ярче будет пример, тем лучше запомнится. Пусть к верному выводу он придет сам.

  4. Давайте шанс на ошибку.
    Предупредите о возможных последствиях, но выбор ребенок должен делать сам и неважно идет речь о выборе одежды или учебного заведения. Он должен делать ошибки и это нормально.

    Просто будьте рядом, и все будет хорошо

  5. Медленно обучайте самостоятельности. Не стоит делать все за ребенка, а потом резко повесить всю ответственность на него. Плавно и медленно обучите самостоятельности. Если не получается сделать это в семье – мотивационные курсы – хороший вариант.
  6. Любите и не скрывайте своих чувств.

    Ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее.

  7. Поддерживайте. Не скупитесь на комплименты
  8. Слушайте и искренне интересуйтесь, задавая вопросы не такие, как «как дела?», а более глубокие, «Как ты сегодня себя чувствуешь?» «Как твои отношения с Сашей?» «Что заставило тебя улыбаться сегодня?» т.п. Делитесь, общайтесь, как с другом.

    Слушайте. Если не хочет общаться, то дайте время и попробуйте снова.

  9. Обнимайте. Если ребенку это нравиться, а если нет – уважайте его границы
    Не настаивайте на откровенности, создайте комфортную атмосферу.

  10. Расставьте границы с четкими условиями Неправильно: «Не приходи поздно домой» Правильно: «Будь дома не позже 11»

    Если не получилось, узнайте причину, и дайте понять, что это повториться не должно

  11. Посвящайте ему время. Пойдите в кафе, по магазинам – туда где будет хорошо всем. Посмотрите вместе с обсудите кино. Если ему плохо, он не хочет с вами говорить, можете включить фильм, купить разных вкусностей и вместе провести время.
  12. Делайте иногда приятные сюрпризы.
    Они должны быть не частыми, но приятными.
  13. Помогайте. Не делайте работу за него. Но будьте готовы объяснить и помочь. При этом не всегда стоит давать выход из сразу. Более мудрым решением будет задать правильней вопрос, который приведет вашего сына или дочь к ответу.
  14. Имейте своё время, свои границы, свои чувства и свое увлечение Если тратить хотя бы 1-3 часа в день на себя и свои увлечения, можно отдохнуть и быть более счастливым. Ребенок будет сильнее уважать вас. Хобби сделает вас не только родителем, но и отдельной личностью. Это создание границ. Привычка постучаться в дверь и спросить разрешения, чтобы войти после в вашу или его комнату, сделают ребенка более понимающим к окружающим и к себе. Ведь вы показывайте, что каждый имеет право на личное пространство. Говорите о том, что у вас свои дела, или вам нужно отдохнуть, а после чаепития вы с радостью уделите время ему.

    Когда вы ставите границы, важно соблюдать их одновременно

  15. Говорите о своих чувствах вместо обвинений. «Ты где была!!!?» – «Я очень переживала за тебя» «Как ты смеешь…» – «Твой поступок меня расстроил разочаровал» и т.п.

    Это укрепит отношения и вместо криков, истерик и непонимания вы получите сочувствие, хотя может не сразу, и попытки изменить ситуацию.

Очень часто в возрасте 16 ти лет дети нуждаются в дополнительной поддержке, уверенности, им необходимо получить дополнительные важные для жизни навыки. Их психология имеет много нюансов.

И не всегда родители могут помочь, порой требуется помощь со стороны. В этом случае курсы для подростков 16 лет – надёжный вариант решения вопросов. Профориентация, общение и уверенность, бизнес и финансовая грамотность – выбор огромный.

В нашем центре разработаны эффективные интересные программы, ведущие – специалисты по работе с подростками. Кроме того, участников тренингов ждут интересные знакомства и новые друзья, поддержка и помощь.

Выберете вместе в вашим ребенком подводящий для него курс, и он скажет вам спасибо. Потому что так не просто в 16 понять себя, других и найти своё место в жизни.

Источник: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/psikhologiya-podrostkov-16-let/

Психология подростков 14 16 лет – что надо знать родителям

16 лет подросток

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём.

Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность.

Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде.

У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок – от 11 до 14 лет.

  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.

  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

    Психология подростков – основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка – юноши или девушки – является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом.

В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права.

Следствием чего становится проявление двух противоречий –  принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос.

У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии.

Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него.

Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал.

Кроме того – это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег.

Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены.

Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация – основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

16 летние подростки. Как им помочь

16 лет подросток

Молодым людям в 16 лет нелегко бывает справиться с идентификацией собственной личности и найти свое место в жизни.

Приспособление к окружающему миру может быть очень болезненным, но это неотъемлемый элемент взросления и это нужно пережить. Как ведет себя в 16 лет подросток, зависит от того, каким образом он пережил кризисные периоды 13-14 лет.

Успешное преодоление среднего периода подросткового кризиса позволяет пережить испытание шестнадцати лет и следующие семнадцать.

Особенности поведения подростков 16 лет

Для подростков 16 лет – это не просто трудный возраст, но время проявления себя в мире как самостоятельной личности. Молодые люди стремятся проявить свои знания на практике, естественно их желание получить некоторую финансовую самостоятельность и стать независимым. Родителям необходимо осознать, что их ребенок почти взрослый и имеет право на самовыражение.

Внутренний мир молодого человека приобретает глубину, проявляется заинтересованность в философских и духовных вопросах, проблеме жизни и смерти.

Если личность подростка развивается в правильном направлении, он старается проявлять заботу о близких людях, оказывать покровительство. Положительной чертой характера является ответственность за свои поступки и стремление к самосовершенствованию. Для того, чтобы развитие шло в таком направлении, родителям следует приложить немало усилий для воспитания детей в более раннем возрасте.

Эмоциональность в этом возрастном периоде становится более сдержанной, уменьшается склонность к импульсивным действиям и агрессии. Родителям становится проще наладить взаимопонимание и контакт со своим чадом. Данным преимуществом следует обязательно воспользоваться.

Проблемы поведения мальчиков 16 лет

В 16 лет проблемы мальчика подростка состоят в том, что стремление к самостоятельности и независимости нередко противоречит представлениям родителей о поведении ребенка.

Нет парня, который бы в 16 лет не хотел бы иметь собственных карманных денег, дающих определенный уровень свободы.

Другое дело, что мальчики, в которых воспитали чувство ответственности и самостоятельность, стремятся заработать деньги сами, а инфантильные юноши будут выпрашивать их у родителей.

Маме 16 летнего сына следует принять факт взросления, предоставив ему диапазон свободы, не забывая при этом об обязанностях. Многочисленные запреты приведут к тому, что парень может стать слабовольной личностью или проявит неповиновение в открытой форме с агрессией.

В таком случае, даже если делаешь все правильно, можно получить противоположный результат. Пацаны в этом возрасте бывают упрямы, настойчивы в достижении своих целей.

Чтобы разобраться, как воспитывать мальчика, следует освоить основы психологии подросткового возраста и привлечь на помощь родительскую мудрость.

Парни, которым исполнилось 16, придают особое значение взаимоотношениям с окружающим полом, поэтому маме следует позаботиться о посещении спортивных секций. Топовые мальчики чувствуют себя гораздо увереннее в общении с девочками и не страдают от комплекса неполноценности. Подросток должен выглядеть стройным, подтянутым и спортивным для достижения внутренней гармонии.

Маме очень важно правильно общаться с подростком, который считает себя взрослым парнем, так как заложенные основы мужского поведения помогут полноценно проявить себя сыну в будущем.

Проблемы поведения девочек в подростковом возрасте

Воспитание дочери предусматривает развитие в ней тактичности, нравственности и чувство ответственности за свою судьбу. Родителям необходимо помнить о том, что у девушки в этом возрасте заканчивается формирование женского гормонального фона и рост скелета.

Особенность физиологических процессов вызывает интерес к любви и отношениям с юношами. Маме придется разговаривать с дочкой на тему взаимоотношения полов, иначе информацию она будет черпать из других источников. Девочку следует предостерегать о последствиях раннего начала половой жизни, мама в данном вопросе способна стать лучшей советчицей, чем подруги.

Как правильно воспитывать девочку, чтобы не утратить ее доверие и избежать проблем с излишней свободой, родителем следует решить с учетом особенностей характера и типа личности дочери. Доверительные отношения дают возможность девушке гармонично развиваться и не получить жестоких жизненных уроков.

Правила общения с подростом 16 лет

Советы родителям о воспитании позволяют учесть психологию подростка и обойти острые углы, которыми чреваты отношения отцов и детей в шестнадцатилетнем возрасте.

Больше слушайте, чем говорите

Реальность показывает неутешительный факт снижения авторитета родителей в этом возрасте. Чтение нотаций и критика поведения приведут к неизбежным конфликтам и недоверию.

Родителя необходимо научиться слушать своего ребенка, который переполнен идеями и мнениями об окружающем мире.

Получив заинтересованных слушателей в лице папы и мамы, подросток рано или поздно прислушается к их советам или даже попросит их.

Доверие и свобода наравне с контролем друзей и увлечений

Ребенку необходимо дать возможность выбирать себе друзей, вместе с тем следует оберегать его от опасности попасть под неблагоприятное влияние. Стремление к самостоятельности порой приводит к желанию попробовать вещества, несущие непосредственную угрозу здоровью и жизни. Прямая обязанность родителей заключается в предостережении от роковых поступков.

Поддержите увлечения и развивайте интересы

Молодой человек, занятый интересами и увлечениями, значительно меньше времени проводит на улице в сомнительной компании. Родителям не следует навязывать подростку свое мнение об увлечениях, так как оно может противоречить природным наклонностям и талантам сына или дочери.

Посещение кружков и секций способствует гармоническому развитию личности и не позволяет проводить значительной время за компьютером.

Научите учиться

Юношам и девушкам следует объяснить, что для достижения успеха в жизни необходимо постоянно учиться. Этот процесс должен стать неотъемлемой частью роста личности. Подростки должны узнать, что в обучении важна систематичность и повторение пройденного.

Позвольте ошибаться и исправлять ошибки

Жизнь – сложный процесс, который предусматривает совершение ошибок. Избежать их не удается никому. Мудрость состоит в том, чтобы извлекать уроки прожитого и превращать его в свой личный опыт. Правильное осознание прожитого позволит в дальнейшем не наступать на те же грабли.

Убедите: родители и дом всегда поймут и простят

Подросток должен твердо знать, что родительский дом для ребенка – это самое надежное место в мире. Родители должны воспитать в ребенке чувство защищенности, такая личность будет свободна от комплексов и страхов. Подросток должен знать, что жизненные трудности и проблемы решаемы с помощью добрых и мудрых наставников.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/16-letnie-podrostki-kak-im-pomoch/

Что нужно знать подростку в 16 лет

16 лет подросток

Психология

Что нужно знать подростку в 16 лет

21 декабря 2018 30 990 просмотров

Алена Лепилина

Помните такую штуку — письмо себе 16-летнему? Когда взрослые дяди и тети пишут самим себе в прошлое о том, чего делать не стоило, а на что надо было б подналечь. Выбрали из книг советы, которые подросток может прочитать сейчас, не дожидаясь, пока набьет себе десяток шишек.

Почаще говори «нет»

Если ты не хочешь чего-то делать, скажи об этом, не оправдываясь и не пускаясь в объяснения. Нет времени помочь с учебой «по дружбе» — ничего страшного.

Не хочешь идти в гости, потому что устал, завтра рано вставать или сегодня просто нет желания никого видеть — значит, не ходи.

Если на все соглашаться, хотя на самом деле хочется отказаться, будет не хватать времени на то, чтобы сосредоточиться на своих делах. Это может вызвать стресс и негативные эмоции.

Человек, не умеющий отказывать, часто испытывает чувство вины — а это не способствует счастью! Если ты из тех, кто не может сказать «нет», поверьте в людей, которые тебя окружают, — помни: настоящие друзья и хорошо знающие тебя люди никогда не обидятся, если ты им откажешь. И их отношение к тебе не изменится. Отделяй свои желания от чужих

Важно понимать, когда ты чего-то хочешь — это твое желание или навязанное другими. Будешь ли ты чувствовать счастливее, когда это сделаешь. Тогда твои собственные желания никогда не будут попыткой угодить людям со стороны.

Иначе всю жизнь будешь идти за чужими установками и, что еще хуже, пытаться им соответствовать. Самое сложное в этой истории — научиться отделять свое от чужого и выключить бесконечные голоса других в голове.

Потому что они всегда уводят нас от истинных целей.

Упражнение: когда тебе приходит в голову мысль, отслеживай, чьим голосом она озвучена. Ты удивишься, как часто свои мысли озвучивают голоса мам, сестер и других близких людей. Но в твоей голове должен быть только твоей голос.

Работать все равно придется

Люди хотят много и сразу: разбогатеть, похудеть, прославиться, стать сильными, успешными и красивыми. На этом построены целые индустрии. Все это попахивает жульничеством. Легких путей нет, это обман. И лучше это принять сразу.

Все люди, которые в этой жизни чего-то добиваются:

  • много работают, не поднимая головы,
  • честно и страстно делают свое дело,
  • много работают, не поднимая головы,
  • стараются изменить мир вокруг себя,
  • много работают, не поднимая головы,
  • понимают, что все зависит только от них,
  • и поэтому много работают, не поднимая головы.

Любой видимый и заметный результат человека — это результат долгосрочного инвестирования и многих тысяч часов работы. Любой миллионер, актер-«оскароносец», олимпийский чемпион, прославленный режиссер, нобелевский лауреат и другой признанный человек потратил много лет жизни, чтобы прийти к своему пьедесталу.

Больше отдавай, чем бери

Не все знают, как приятно отдавать и делиться, а ведь именно это главный источник оптимизма в мире. Запомни: когда ты отдаешь, то приносишь пользу прежде всего себе. Становитесь счастливее и чувствуешь себя лучше.

Иллюстрация из книги «Счастливый год»

Делиться можно не только деньгами и вещами. Самый ценный дар — время, посвященное служению окружающим, готовность выслушать и уделить внимание.

В современном мире идея служения может показаться старомодной, но это нечто гораздо большее, чем эпизодические добрые дела.

Способность скромно служить окружающим, забыв о своем эго, делает нас смиренными, менее зацикленными на своем «я», учит видеть хорошее в людях.

Не верь всему, что написано. Особенно в интернете

Критическое мышление защитит тебя от многих неприятных ситуаций. Каждый раз, когда ты слышишь что-то от людей, что касается важной для тебя темы или может заставить тебя изменить свое мнение, спрашивай себя: «А почему я считаю, что это истина? Может ли это быть неправдой? Есть ли где-то объективные доказательства?»

Возьмем для примера соцсети: там выложена личная информация о людях, но в реальной жизни они могут оказаться совсем иными. Вероятно, и факты, изложенные черным по белому на экране, выглядят убедительнее. Но это может быть далеко от действительности. И твоя задача — научиться распознавать обман.

Пользуйся правилом «отмены действий»

Очень сложно понять, когда пора сделать выбор. Это касается как простых бытовых вещей, когда ты обходишь десятый магазин в поиске подходящих туфель, так и серьезных вопросов — стоит ли вступать в отношения с этим человеком или поискать еще. Если продолжать вести себя так же, можно потратить много траты времени и сил и упустить уйму возможностей.

Это как если переключать радиостанции в поисках любимой музыки. Вместо того чтобы просто послушать хорошую песню, мы перебираем радиоволны в ожидании чего-то выдающегося: вдруг следующей окажется как раз та заветная композиция, и наше терпение окупится? Однако нам не дано этого знать.

Каждый день мы преодолеваем препятствия. Главное, понять, есть ли в этом смысл, — источник.

Правило отмены действий уберегает от бездумного поведения: не применив его, погибла экспедиция на Эверест Скотта Фишера, а ведь можно было просто повернуть назад! Обычно нам трудно прекратить искать что-либо, однако неизмеримо труднее аннулировать уже вложенные в данный поиск время, энергию или другие ресурсы. В этих случаях имей мужество сказать себе: «Хватит!»

Принимай самого себя, но и не забывай анализировать поступки

Быть другом самому себе — очень важное умение. Предположим, ты совершил поступок, о котором сожалеешь или которого стыдишься, и теперь упрекаешь сам себя.

Самопринятие не отрицает реальность, не заявляет, что неправильное на самом деле правильно, но подвергает анализу то, что случилось.

Мозг начинает искать ответ на вопрос: «Почему?» Он желает знать, почему нечто неверное или недостойное ощущалось как желательное, адекватное или даже необходимое в момент совершения.

Принимая нежелательное поведение, сострадательный интерес не поощряет его, но снижает вероятность повторения.

Понять — не значит оправдать. Ты можешь осудить совершённое тобой действие и все же проявить сострадательный интерес к вызвавшим его мотивам. То есть отнестись к себе по-дружески. Это не имеет ничего общего с попытками найти отговорки, рациональные оправдания и уйти от ответственности.

Только после того, как ты принимаешь на себя ответственность за содеянное, можешь двигаться дальше — вглубь реальности. Например, друг говорит: «Это было недостойно тебя. А теперь ответь: чем ты руководствовался, поступая так?». Тот же вопрос себе мы можем (и должны) задавать себе сами.

Как часто мы оглядываемся назад и понимаем, что все могло бы быть по-другому. И наступает пора сожаления. Чтобы это как можно реже случалось с вашими детьми, старайтесь донести до них уроки, которые преподала вам жизнь. Учиться на чужих ошибках безопаснее всего.

По материалам книг: «30 правил настоящего мечтателя», «Простые правила», «Личные границы», «Шесть столпов самооценки», «Счастливый год», «45 татуировок личности»

Обложка поста: pexels

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/12/21/chto-nuzhno-znat-podrostku-v-16-let/

Второй подростковый кризис. Мальчики 16-18 лет. Экзистенция. Опыт психолога

16 лет подросток

НЕ ВСЕ подростки проходят этот кризис, многие, пройдя первый кризис взросления переходят в фазу юношества и растут дальше. Для второго кризиса, который носит оттенок экзистенции, нужен еще и особый склад ума.

Подростковый кризис у мальчика-подростка – прямое порождение цивилизации, индустриального общества. В некотором роде это продление детства. В предыдущие века взросление происходило раньше, молодые люди приобретали профессию или начинали работать значительно раньше своих сверстников из 21 века.

И стоит не путать понятия “длинное детство” и ” легкое детство”…

Причины “продолжения” детства и второго подросткового кризиса:

1) Информационная перегруженность наших детей. Информация льется отовсюду: компьютер, телевизор, сверстники, путешествия.

При этом информация имеет зачастую некачественное содержание – много недостоверных сведений, лжефактов, подделок, искусственных и ничем не подтвержденных исследований и тому подобное. Важнее то,что происходит с мозгом ребенка при такой инфонагрузке.

Мозг не успевает обрабатывать информацию, мыслительная цепочка не доходит до конца, ломается логика мышления. Это приводит к обрывочным знаниям, поверхностному пониманию предмета.

Множественность информации, разноплановость – казалось бы должны развивать? Нет. Развитие идет только в том случае, если информация дочитывается, потом анализируется и есть вывод. В противном случае вопрос повисает в воздухе.

И это только то,что САМ ребенок берет в просторах интернета.

А если мы станем говорить о школе? О школьных учебниках? Иногда я думаю, что их составляли люди, которые никогда не работали с детьми, не имели опыт реального преподавания предмета.

Школьные учителя хором жалуются на содержание учебников, на их завышенную сложность, излишнюю углубленность в то, что ребенок не может постичь в своем возрасте.

Проще говоря, у детей в головах недопереваренная каша. Много видел, слышал, но ничего не понял. Недоучки, калеки системы…

2) Эмоциональная перегруженность. Сюда относятся ролики, фильмы, содержащие насилие, видео с неблагополучными жизненными ситуациями (пожары, наводнения, ломка у наркоманов, гибель людей) Этого много, это везде, стоит только просто включить новости. Обдумывать этакую информацию некогда, да и страшно. Она просто напрямую бьёт по чувствам.

3) Низкая загруженность детей физической работой или спортом.

Труд сделал из обезьяны человека и это истинная правда! Деревенские дети, которым чаще приходится заниматься физическим трудом (фермерство, свое хозяйство) гораздо раньше созревают и физически, и психически.

Пот, мозоли и понимание, откуда берется хлеб с маслом стимулируют мыслительный процесс, а возможность что-то делать руками, обдумывая увиденное или услышанное, крайне полезна для взросления.

Все эти три фактора способствуют тому,что мы получаем подростка, который физиологически уже молодой мужчина, а психически застрял в возрасте лет 15.

Он :

1) не знает, чем хочет заниматься, кем быть (трудности в выборе профессии)

2) не умеет выстраивать долговременным связи ( длительная дружба)

3) проводит много времени в поисках новых способов развлечения (компании друзей, курение, квартиры и тд и тп )

4) не хочет учиться и с трудом заставляет себя это делать, несмотря на угрозу приближения ЕГЭ

5) имеет иррациональное представление о себе как о человеке, у которого все будет хорошо. Они мне так и говорят: “А я чувствую, что у меня будет всё хорошо, но вот правда-чувствую…” Сдам экзамен, даже если не учил. Но чудес не бывает, и это показывает опыт.

6) подсаживаются на компьютерные игры и заменяют реальность на виртуальность

Каковы итоги, в чем же кризис? А кризис выражается в том, что подросток начинает несоответствовать требованиям, которые предъявляет к нему жизнь – не учится, ведет себя недисциплинированно, прогуливает уроки… Степень важности чего-либо у него снижена. Интересы скачут как кони по степи.

Ближе к 17 или 18 годам внутри подростка нарастает глухое недовольство жизнью и скука. Очень часто оно перерастает в потерю смысла. Нет смысла в учебе, нет смысла в дружбе, нет смысла в родительской семье. Это первая экзистенция в жизни подростка. Вопрос стоит уже не в том, КАК жить, а в том ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ жить?

Ваш подросток переживает в этот момент целую гамму чувств : одиночество, равнодушие, презрение ко всему вокруг, отчаяние, боль, агрессию к такому несовершенному миру. Он видит вокруг ложь, взрослые не являются для него больше образцом.

Я часто слышу от мальчишек про ЛОЖЬ взрослых. ” Вы говорили мир такой, а он- ДРУГОЙ”…

Что могут родители противопоставить системе, которая не может больше дать веру ребёнку?

Разговаривать. Но не каждый родитель умеет ПРАВИЛЬНО разговаривать. Нужно быть философом, психологом. Вскрывать и поднимать пласты психики, формировать культуру мышления. Исправлять кривые нейронные связи, которыми наградила система.

А что обычно делают родители? Мой опыт воспроизводит такое : ” Всё это блажь…Я в его годы…да он вообще обнаглел…иди вон книжку почитай хорошую, вся дурь пройдет”. И это только самые мягкие варианты !

А знаете, почему родители так поступают? Потому что они искренне НЕ ПОНИМАЮТ и НЕ ЧУВСТВУЮТ этой боли своего сына. Они жили и росли в другое время, по-другому формировалось мышление, иные ориентиры были заданы.

Поэтому куда? Туда, где есть разноплановая философия жизни. К хорошему психологу, наставнику, педагогу, просто мудрому человеку. Иначе есть риск потерять годы, знания, возможность реализации для вашего сына. И еще много других, иногда крайне серьезных рисков…

О первом кризисе в статье Первый подростковый кризис. Мальчики 13-15 лет

Пишите, о чем бы вы хотели поговорить, что мне написать для вас.

Литература ниже из рекомендованной мной.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ee60a3d58e89267a97acd07/vtoroi-podrostkovyi-krizis-malchiki-1618-let-ekzistenciia-opyt-psihologa-5ee7141458e89267a97addd3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.